Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Курение усиливает страсти, омрачает разум, ведет к раздражительности и тоске; совет: исповедь и чтение Евангелия, чтобы отстать

  1. Пишете, Вы не можете оставить курить табак. Невозможное от человек возможно при помощи Божией; только стоит твердо решиться оставить, сознавая от него вред для души и тела, ибо табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска — это следствия болезненности души от табакокурения. Советую Вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах, с семи лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Таин, и читайте ежедневно, стоя, Евангелие по главе или более; а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет, и опять читайте Евангелие. Или вместо этого кладите наедине, по 33 больших поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святой Троицы.
(X, 532)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 109
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Курение есть кадило демону, постоянное огрубление чувства и сердца

25/XII. Посмотрите со вниманием на жизнь современного человека, как она неестественна, не говорю уже — неблагодатна, как не христиански провождается. Посмотрите, как он извратил самые наслаждения чувственные. Для обоняния и вкуса, и отчасти для самого дыхания он изобрел и воскуряет почти непрестанно острый и пахучий дым, — принося это, как бы постоянное кадило, демону, живущему во плоти, — заражает этим дымом воздух жилища своего и воздух внешний, а прежде всего, пропитывается этим зловонием сам, — и вот вам постоянное огрубление своего чувства и своего сердца; поглощаемый постоянно дым не может не действовать и на тонкость сердечного чувства; он сообщает ему плотяность, грубость, чувственность.

(X, 877)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 1. Проповеди
    С. 276

Курение есть сожигание даров Божиих, за счет помощи бедным

30/XI. Что еще надобно нам оставить? Всепоглощающую роскошь — эту современную заразительную язву общества. Беда нам, братие, от роскоши в одежде, в украшении жилищ, и в чем же еще? в курении, в сожигании, именно в сожигании даров Божиих, и тем более беда, что эту язву никто почти не порицает, не осуждает; напротив, все ей удивляются, все на нее засматриваются, т.е. на роскошь в украшении одежд и жилищ, многие даже ее одобряют, как что-то великое и достойное удивления и подражания. А курение табаку, столь вредное для здоровья, одобряется, как полезное для здоровья. О, сколько разрослось плевел в нашей жизни! Когда появляется в каком-либо городе или местечке какая-либо злокачественная болезнь, то все ее остерегаются, принимают предосторожности, чтобы не заразиться ею и не умереть, но вот, когда свирепствует опасная для душ болезнь — роскошь, не только никто ее не остерегается, а, напротив, всякий с удовольствием хочет приложить ее к себе и предаться упоению ею. До такой степени исконный враг овладел нами, отвратил взоры наши от неба, нашего истинного отечества, до того сделались мы земными и забыли цель своей жизни и заповедь Спасителя нашего любить друг друга. Ибо скажите, какая у роскошествующих любовь к ближнему, когда на украшение тел своих, жилищ своих и всей домашней утвари им не жаль сотен и тысяч рублей, а на прикрытие наготы ближнего, брата своего, сочлена своего и члена Христова, жаль не только единиц рублей, но и нескольких копеек; или опять: на угождение чреву небедных людей не щадят десятков, а иногда и сотен рублей, и в этом случае иногда превосходят ожидание самых прихотливых гостей, ослепляя их зрение и услаждая их вкус разнообразием и множеством дорогих вин и блюд, а на кусок хлеба бедным людям жаль немногих копеек. А всему этому виною неумолимая госпожа — роскошь и сестра ее — тщеславие. Роскошь говорит: мне сотни ни по чем, чтобы изящно одеть себя и жену, чтобы угостить друзей и нужных мне людей, а тщеславие говорит: будут помнить и ценить меня, или обо мне будут говорить, что я умею со вкусом одеваться, я — человек щедрый и хлебосол. Так. Но что скажет о тебе Господь в день суда? Что скажут о тебе бедные? Братие мои! поревнуем первым христианам и нашим древним русским предкам, кои держались простоты во всем: в столе, в одеянии, в убранстве жилищ. Будем помнить нищих и уделять им от имения своего: милуяй нища взаим дает Богови; по даянию же его воздастся ему (Притч. 19:17).

(X, 922)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 3. Проповеди
    С. 6, 7
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Совет, а не понуждение — оставить сигары

  1. Как Вам угодно, а я Вас не похвалю за пристрастие к сигарам; представьте себе, что из свободной сделались рабой сей пустой страсти, сколько теряете времени и денег на пристрастие, не приносящее Вам пользы, но вредящее; я нудить Вас не нужу, а даю совет; когда его исполните, — хорошо, а нет, тогда будет по Вашей воле, и советую Вам ко благу Вашему.
(X, 277)
Источники:
  • Во славу Божию : (Новые слова и поучения) / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). — С.-Петербург : О-во распространения религ.-нравств. просвещения в духе православ. церкви, 1902.
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 332–333