Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Крестное знамение многих спасало от великих бед и опасностей, нужно приучать к нему детей

  1. Веками утвержденный опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека, во все продолжение его жизни. Поэтому, необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно, пред приятием пищи и пития, ложась спать и вставая, пред выездом, пред выходом, и пред входом куда-либо, и чтобы дети полагали крестное знамение не небрежно, или по-модному, а с точностью, начиная с чела до персей и на оба плеча, чтобы крест выходил правильный… Ограждение себя крестным знамением многих спасало от великих бед и опасностей.
(X, 526)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 103
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

В борьбе с демонами Крестное знамение есть огнь, палящий их

Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6:14) <…> Вместе с Апостолом хочу и я, многогрешный, похвалиться силою Креста Животворящего: ибо возможное ли дело, чтобы священник, все службы и все таинства совершающий силою Креста и при участии Креста, не испытывал и сам на себе спасительной силы Его: сила бо Божия есть Крест во спасение всякому верующему (Рим. 1:16). И я был бы очень неблагодарным пред моим Спасителем и Господом, если бы умолчал перед церковным собранием о чудесной силе Креста Его, так часто являвшего и постоянно являющего на мне свою силу… Христианин, хотящий благочестно жить о Христе Иисусе, если не внешно, то внутренно, а часто и внешно, и внутренно бывает всегда гоним (см.: 2 Тим 3:12) <…> Не говорю о внешних врагах, их легче побеждать потому именно, что они видимые; когда они гонят, вспомни только с верою, что претерпел за нас Христос, и тогда легко снесешь их гонение. Нельзя пройти молчанием внутренних врагов — бесов (см.: Еф 6:12); их гонение бывает всегда крайне злобно, метко, ядовито, убийственно. Между тем, оно совершается внутри, в сердце. Что тут делать христианину? Как прогнать невидимых злодеев, занявших самое сердце? Никакое оружие вещественное не поможет выгнать их оттуда; между тем, муки, ими причиняемые, крайне болезненны для души: это огонь, нещадно пожирающий внутренности. Какое же средство — прогнать их и мгновенно уничтожить муки, ими причиняемые? — Крест Господень, или знамение Животворящего Креста с живою верою в Распятого на нем, изображенное на груди, или на чреве. Как рукой снимет: вдруг внутренние мучения исчезнут, бесы убегут. Вот тут-то невольно воскликнешь с радостью: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа. И много раз я, смиренный и грешный, прогонял так от себя невидимых злодеев. Если страсть какая приразится к моему сердцу, и я тотчас же обращу мысленный взор ко Христу, и с живой верой изображу на себе знамение Креста: страсть тотчас исчезнет и внутренний огонь, неразлучный спутник всякой страсти, также исчезнет <…> Так, Крест — победа моя над невидимыми врагами. Куда не могу проникнуть я для прогнания их, — туда проникает мой Христос в образе Креста Своего, и за меня совершает желаемую победу. Дивен во мне Господь, дивен Его Крест Животворящий! Сила Божия в немощи моей совершается (cр.: 2 Кор 12:9). Невидимые враги, невидимо и нещадно поражающие душу мою разжженными стрелами, убивающие дух мой скорбью и теснотой, бежат от страшного для них имени Иисуса Христа и знамения Креста: оно палит их, как они палят меня, и за равное Господь воздает им за меня равным. Вдруг легко бывает на душе моей, и прояснится она, как после туч грозных и мрачных.

(X, 890)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 2. Слова
    С. 117, 118, 119, 120

Изображать на себе Крестное знамение нужно с верою, что на нем грехи наши пригвождены

Изображая крестное знамение, веруй и постоянно помни, что на кресте твои грехи пригвождены. Когда падаешь во грех, тотчас осуди себя искренно и делай на себе крестное знамение, говоря: Господи, грехи наши на Кресте пригвоздивый, пригвозди ко Кресту Твоему и настоящий мой грех и помилуй мя по велицей Твоей милости (ср.: Пс. 50:3), и твой грех очистится.

(X, 1002)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 2
    С. 467, 468

Чрез Крестное знамение совершалось бесчисленное множество чудес, даже иногда людьми неверующими

Крестным знамением совершалось бесчисленное множество чудес: силою его сокрушаемы были идолы, прогонялись демоны, даже иногда теми людьми, кои не веровали во Христа; знамение крестное исцеляло болезни и избавляло от других постигших зол; сила крестного знамения прогоняла или убивала змей и драконов, отнимала силу у яда, возвращала зрение слепым, язык немым (так, Феодор, архимандрит Сихейский, исцелил немую девочку знамением креста); имевшим иссохшие или парализованные члены это знамение вдыхало жизнь в эти члены, даже воскрешало мертвых; крестным знамением укрощаемы были свирепые звери, потушаемо пламя; силою крестного знамения переносимы были непомерные тяжести с одного места на другое, утверждалось то, что грозило разрушением, отворялись заключенные двери; крестное знамение полагалось даже иногда на животных для предохранения их от болезней и падежа. Крестным знамением освящались все вещи, на коих оно было полагаемо, благословенные хлеб и елей производили чудеса.

(X, 1162)
Источники:
  • О Кресте Христовом. В обличение мнимых старообрядцев / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). — С.-Петербург, 1897.
    С. 132, 133
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Не нужно бояться насмешек ради Крестного знамения

  1. Пишешь о крестном знамении, что нынче не принято в свете креститься. Например, когда трогается поезд по железной дороге, хочешь перекреститься, но боишься насмешек, и сама же решаешь это обстоятельство словами Спасителя: а кто постыдится Мене и Моих словес (ср.: Мк. 8:38), того постыдится и Он… Ты спрашиваешь, как вести себя в сем случае? По моему мнению, согласно с Священным Писанием, не подражать в этом свету, так как ты и во многом отстала от него, и не бояться насмешек.
(X, 300)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 456–458