Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Величие Креста

Не стыдись Креста: в нем заключены наша слава, наши таинства; этим даром мы украшаемся, им хвалимся. Если я скажу, что Бог простер небо и землю, расширил море, послал пророков и ангелов, я не выражу в такой мере Его благости. Верх благодеяний Его состоит в том, что Он не пощадил Сына Своего для спасения отчуждившихся от Него рабов.

(I, 529)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА L. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 14:23–36. С. 521
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 508

Крест — знак нашего спасения и милосердия нашего Владыки, благоговейное изображение его охраняет нас от всякого вреда и зла

Никто не стыдись достопокланяемых знаков нашего спасения, которыми мы живем, и начала всех благ, которыми существуем. Но как венец будем носить Крест Христов. Чрез него совершается все, что для нас нужно. Нужно ли родиться — предлагается нам Крест, хотим ли напитаться таинственной Пищей, нужно ли принять рукоположение, или другое что сделать, — везде предстоит нам этот знак победы. Потому-то мы со всяким тщанием начертываем его и на домах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и на сердце. Крест есть знамение нашего спасения, общей свободы и милосердия нашего Владыки, который яко овча на заколение ведеся (Ис. 53:7). Потому, когда знаменуешься крестом, то представляй все значение креста, погашай гнев и все прочие страсти. Когда знаменуешься крестом, пусть на челе твоем выражается живое упование, а душа твоя делается свободной… И апостол Павел, упомянув о Кресте и Крови Господней, убеждает такими словами: ценою куплени есте, не будите раби человеком (1 Кор. 7:23). Помышляй, говорит, о дорогой цене, какая заплачена за тебя, и не будешь рабом ни одного человека; а под дорогой ценой он разумеет Крест. Не просто перстом должно его изображать, но должны этому предшествовать сердечное расположение и полная вера. Если так изобразишь его на лице твоем, то ни один из нечистых духов не сможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен, видя то оружие, от которого получил смертельную рану. Если и мы с трепетом взираем на те места, где казнят преступников, то представь, как ужасается диавол, видя оружие, которым Христос разрушил всю его силу и отсек главу змия. Итак, не стыдись столь великого блага, да не постыдит и тебя Христос, когда придет во славе Своей, и когда это знамение явится пред Ним, сияя светлее самых лучей солнечных. Тогда Крест этот самым явлением своим как бы скажет в оправдание Господа пред целой вселенной и во свидетельство, что с Его стороны все сделано, что только было нужно. Это знамение и в прежние, и в нынешние времена отверзало заключенные двери, оно отнимало силу у вредоносных веществ, делало недействительным яд; оно врачевало смертоносные угрызения зверей. Если оно отверзло врата адовы, отворило твердь небесную, вновь открыло вход в рай и сокрушило крепость диавола, то, что удивительного, если оно побеждает силу ядовитых веществ, зверей и всего тому подобного? Итак, напечатлей Крест в уме твоем и обними спасительное знамение душ наших. Этот самый Крест спас и преобразовал вселенную, изгнал заблуждение, ввел истину, землю обратил в небо, людей сделал ангелами. Когда при нас Крест, тогда демоны уже не страшны и не опасны; смерть уже не смерть, а сон. Крестом все враждебное нам низложено и попрано.

(I, 541)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LIV. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 16:13–23. С. 558–559
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 537

Что значит: отвергнуться себя, взять Крест свой и последовать Христу 

Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мф. 16:24). Чтó значит — отвергнуться самого себя? Наперед исследуем, чтó значит — отвергнуться другого, тогда узнаем и то, что значит отвернуться самого себя. Итак, чтó значит отвергнуться другого? Отрекающийся другого, например, брата, или иного кого, хотя бы и видел, что его бьют, или вяжут, или ведут на казнь, или как иначе мучат, — не заступается, не защищает, не соболезнует, не принимает в нем никакого участия, как бы он был ему совершенно чужой. Так точно и Христос желает, чтобы мы не жалели своего тела: бьют ли, гонят ли, жгут ли, или иное что делают, — не жалей себя. И не только Христос сказал: пусть не жалеет самого себя, но, что гораздо сильнее — да отвержется себе, то есть, пусть не имеет ничего общего с самим собою, а пусть обрекает себя на опасности, на подвиги, и их переносит, так, как бы то терпел другой кто-либо. И возмет крест свой. Это следует из первого. Чтобы ты не подумал, что, отвергаясь самого себя, должен переносить словесные только оскорбления и укоризны, Он назначает предел, до которого должно простираться самоотвержение, именно — смерть, и смерть поносную. Поэтому не сказал Он: да отвержется себе даже до смерти, но: возмет крест свой, разумея поносную смерть и действие, не раз или два раза, но целую жизнь совершаемое. Беспрестанно, говорит Он, имей пред глазами смерть, и каждый день будь готов на заклание. Многие, хотя пренебрегали богатство, удовольствия и славу, но не презирали смерть, а страшились опасностей; поэтому Я, говорит Он, хочу, чтобы Мой подвижник ратовал до крови, и подвиги его продолжались до самого заклания. Итак, если нужно будет претерпеть смерть, и смерть поносную, смерть под проклятием и по подозрению в худых делах, то все должно перенести с мужеством, и еще тому радоваться.
И по Мне грядет. Так как иной, и страдая, не последует Ему, когда страдает не за Него (и разбойники, например, терпят много тяжких мучений), то, чтобы ты не подумал, что довольно самых бедствий, от чего бы они ни происходили, Он присовокупляет, какая должна быть причина бедствий. Какая же? Что ни делаешь, ни терпишь, последуй Христу, все за Него претерпевай и соблюдай прочие добродетели. В словах: по Мне грядет заключается и то, чтобы ты оказывал не только мужество в бедствиях, но и целомудрие, и кротость, — и всякую добродетель. То и значит последовать Ему, как должно, чтобы стараться о всякой другой добродетели, и все за Него терпеть.

(I, 544)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LV. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 16:24–27. С. 564–565
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII.
    С. 542

Крест на небе при славном пришествии Христа

Тогда явится знамение Сына Человеческого на небеси (Мф. 24:30), — то есть, Крест, который светлее солнца, — так как солнце помрачается и скрывается, а Крест является: он не явился бы, если бы не был гораздо светлее солнечных лучей. Приносит же Крест для того, чтобы грех иудеев сам собою осудился, подобно тому, как если бы кто-нибудь, будучи поражен камнем, стал показывать самый камень, или окровавленные одежды.

(I, 600)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXXVI. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 24:16–31. С. 767
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 698

Тьма при Кресте Христа

Что при Кресте Господа было не затмение, а гнев и негодование, это видно и из самого времени: тьма продолжалась три часа. Затмение совершается в несколько минут, как это известно тем, кто наблюдал это явление.

(I, 649)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXXXVIII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 27:45–61. С. 867
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 775
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Животворная сила Креста в нас являет мало опытов, кои были и есть у истинных христиан

Намереваясь говорить о Кресте Христовом, я, с одной стороны — везде вижу чудодействующую силу Его, и то великое благоговение, которое воздавали Животворящему Кресту люди древние; с другой стороны, — увы! — очень мало вижу опытов силы Его в людях нынешнего времени, и тут же сейчас вижу и причину — отчего Он так мало оказывает чудотворной силы Своей: именно, оттого, от чего мало творил Господь чудес в отечестве своем, то есть от невежества, от беззаконной нехристианской жизни христиан… Святые подвижники Христовы удивлялись постоянной животворной силе Креста Господня, действовавшей в их жизни, и в смирении сердца, боясь, чтобы такая сила не оставила их, самих по себе немощных и грешных, всегда окруженных врагами невидимыми, а часто и видимыми, молились только: непобедимая, непостижимая, Божественная сила Честного и Животворящего Креста не остави нас грешных. С полной уверенностью в Его чудотворности и в удивлении Его силе — прогонять невидимых врагов, радуясь сердцем, взывали они ко Кресту: радуйся Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою пропятого на Тебе Господа нашего Иисуса Христа… и даровавшего нам тебе, Крест Свой честный на прогнание всякого супостата…; и без всякого сомнения говорили к Нему, как живому: о, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, помогай ми со Пресвятою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки.

(X, 889)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 1. Проповеди
    С. 113, 114

Исповедь пред собранием пастыря Церкви о силе Креста в его личной жизни

Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6:14) <…> Вместе с Апостолом хочу и я, многогрешный, похвалиться силою Креста Животворящего: ибо возможное ли дело, чтобы священник, все службы и все таинства совершающий силою Креста и при участии Креста, не испытывал и сам на себе спасительной силы Его: сила бо Божия есть Крест во спасение всякому верующему (Рим. 1:16). И я был бы очень неблагодарным пред моим Спасителем и Господом, если бы умолчал перед церковным собранием о чудесной силе Креста Его, так часто являвшего и постоянно являющего на мне свою силу… Христианин, хотящий благочестно жить о Христе Иисусе, если не внешно, то внутренно, а часто и внешно, и внутренно бывает всегда гоним (см.: 2 Тим 3:12) <…> Не говорю о внешних врагах, их легче побеждать потому именно, что они видимые; когда они гонят, вспомни только с верою, что претерпел за нас Христос, и тогда легко снесешь их гонение. Нельзя пройти молчанием внутренних врагов — бесов (см.: Еф 6:12); их гонение бывает всегда крайне злобно, метко, ядовито, убийственно. Между тем, оно совершается внутри, в сердце. Что тут делать христианину? Как прогнать невидимых злодеев, занявших самое сердце? Никакое оружие вещественное не поможет выгнать их оттуда; между тем, муки, ими причиняемые, крайне болезненны для души: это огонь, нещадно пожирающий внутренности. Какое же средство — прогнать их и мгновенно уничтожить муки, ими причиняемые? — Крест Господень, или знамение Животворящего Креста с живою верою в Распятого на нем, изображенное на груди, или на чреве. Как рукой снимет: вдруг внутренние мучения исчезнут, бесы убегут. Вот тут-то невольно воскликнешь с радостью: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа. И много раз я, смиренный и грешный, прогонял так от себя невидимых злодеев. Если страсть какая приразится к моему сердцу, и я тотчас же обращу мысленный взор ко Христу, и с живой верой изображу на себе знамение Креста: страсть тотчас исчезнет и внутренний огонь, неразлучный спутник всякой страсти, также исчезнет <…> Так, Крест — победа моя над невидимыми врагами. Куда не могу проникнуть я для прогнания их, — туда проникает мой Христос в образе Креста Своего, и за меня совершает желаемую победу. Дивен во мне Господь, дивен Его Крест Животворящий! Сила Божия в немощи моей совершается (cр.: 2 Кор 12:9). Невидимые враги, невидимо и нещадно поражающие душу мою разженными стрелами, убивающие дух мой скорбью и теснотой, бежат от страшного для них имени Иисуса Христа и знамения Креста: оно палит их, как они палят меня, и за равное Господь воздает им за меня равным. Вдруг легко бывает на душе моей, и прояснится она, как после туч грозных и мрачных.

(X, 890)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 1. Проповеди
    С. 117, 118, 119, 120

Путь Креста — терпеть неудобства, к ним привыкать

Злополучен, кто любит чрез меру удобства в жизни и обставил себя всевозможными удобствами: он будет чуждаться всякого неудобства, изнежится и не привыкнет к терпению; между тем, жизнь христианина вся есть неудобство, путь узкий и шероховатый, есть крест, требующий неудобств и великого терпения. Итак, не ищи, подвижник, со всеми удобствами жилища и обстановки и не полюби удобств мира сего, а возлюби Христа-Крестоносца. Терпи неудобства, привыкай к неудобствам. Навыкох, в них же есмь, доволен быти (Флп. 4:11), —говорит Апостол.

(X, 1028)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 3
    С. 563

Крест Господень чудотворный на веки

Ради страдания и смерти на кресте Безгрешного Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа, Кресту сообщена от Страдавшего и Умершего на Нем животворящая и спасительная сила на веки, и мы, по всей справедливости, чтим Животворящий крест Господень, как чудотворный.

(X, 1100)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 5
    С. 135

Титла Креста не была необходимой принадлежностью казни, на разбойниках ее не было

На чем написана была титла Креста Христова? Созомен, описывая обрéтение Честного Креста святой Еленою, говорит, что в пещере, где найдены были три креста, найдена также отдельно и белая дощечка, похожая на табличку, на коей начертаны были буквы не только еврейские, но и греческие и римские, — каковые слова и буквы не иное что выражали, как следующее: И. Н. Ц. И. Итак, мнимая вина смерти Христовой была написана на дощечке, которая, для большей ясности и удобства при чтении, была обелена белой краской; самые слова имели красный цвет, как это видно на остатках титлы, хранящейся в Риме, и были вырезаны на дереве железным инструментом… По римскому обычаю, дощечку с надписанием вины иногда несли впереди преступника до места казни, или он сам нес ее на своей шее, или, наконец, ее прибивали ко кресту. Но она не была всегдашней, неотъемлемой принадлежностью казни, и, в частности, — крестной казни и креста. Иногда, вместо того чтобы писать имя преступника и преступления на дощечке, привешивать ее на шею ему или нести ее пред преступником и потом прибивать на кресте, поступали в этом случае проще: один из воинов, в слух всего народа должен был прокричать: такой-то распинается за такое-то преступление, и затем виновный был распинаем без прибития над ним титлы. На крестах разбойников, распятых с Иисусом Христом, не было титл.

(X, 1160)
Источники:
  • О Кресте Христовом. В обличение мнимых старообрядцев / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). — С.-Петербург, 1897.
    С. 23, 24

Подножия на Кресте не было, иначе оно сохранилось бы

Подножия на Кресте Господа нашего не было… Подножие, как место Пречистых ног Господа, пробитое с ними вместе гвоздями, орошенное кровию Владычнею, было бы известно так же, как и самый Крест, ибо и оно вместе с Крестом составляло бы дражайшее для христиан сокровище; между тем, святые евангелисты, отцы и учители Церкви, не говоря об нем, говорят о неважной принадлежности Креста — титле. При том, если бы подножие на Кресте было, то оно навсегда бы и осталось с ним, так как, по всей вероятности, прибито было ко Кресту столь же крепко, как и тот поперечник, на коем пригвождены были руки; оно должно было поддерживать на себе тяжесть тела, и, как сохранился тот поперечник, так сохранилось бы и оно; однакож, при обрéтении Креста, подножия не оказалось, тогда как титла, которая, вероятно, была прибита ко Кресту слегка («положена», как выражаются святые евангелисты), найдена на особом месте.

(X, 1161)
Источники:
  • О Кресте Христовом. В обличение мнимых старообрядцев / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). — С.-Петербург, 1897.
    С. 31, 32, 33

Не признающие Креста (писатели, ученые) переучились, и из света Христова вступили в тьму бесовскую

Как относятся наши интеллигенты, неблагонамеренные писатели, и многие учащие и учащиеся к Святому и Животворному орудию нашего спасения — Кресту? Они, по невежеству и легкомыслию, не хотят чтить Креста и не кланяются Ему, и не считают Его нужным для себя, значит — переучились и, из света христианского, вступили в непроглядную тьму бесовскую; возгордились сатанинской гордостью и забыли Того, Кто, будучи Богом, смирил Себя ради нас до смерти, и смерти крестной (см.: Флп. 2:8), чтобы дать нам Собою образец смирения и терпения, и пример послушания Богу и властям земным.

(X, 1163)
Источники:
  • Новые грозные слова отца Иоанна (Кронштадтского) "О страшном поистине суде божием, грядущем и приближающемся": 1906-1907 г. - С.-Петербург: Н.И. Большаков, [1908].
    С. 14

Крест водружен на земле, и ради него мир стоит и не поражается казнью за беззакония, ожидая будущих, хотя бы и немногих праведников

Мир видимый не мог бы стоять доселе, если бы за мир, за грехи его бесчисленные — не пострадал добровольно Сын Божий Своим человеческим естеством. С одной стороны — бесконечная святость и правда Божия, с другой — бесконечно великие и всякие неправды людей, принятых в начале в общение с Богом и отпадших, не допускают существовать миру в таком безобразном, мрачном и непотребном состоянии, ибо какое общение у света со тьмою, у правды с беззаконием (ср.: 2 Кор. 6:14)? И потому первый мир, полный беззаконий, был потоплен водой, и беззаконные города Содом и Гоморра были сожжены Небесным огнем. И настоящему беззаконному миру, почти на половину носящему имя Христово, за его беззаконие и неверие, надлежало бы быть истребленным водой или огнем, или землетрясением, или войной кровопролитной, или междоусобием, как и было и бывает в мире по местам, но Крестные страдания и смерть Богочеловека ходатайствуют непрестанно пред правосудием Божиим о продолжении бытия мира и долготерпении к роду человеческому, чтобы люди смысленные образумились, покаялись и спаслись. Притча о смоковнице в саду (см.: Лк. 13:7−9) наглядно показывает нам долготерпение к нам Божие и ожидание нашего покаяния. Кроме того, Провидение предусматривает в грядущих временах многих праведных людей, подобных нашему Серафиму Саровскому, кои жизнью своей украсят Небо Церковное, послужат добрым примером для людей и будут достойны Царствия Божия; и вот мир стоит, как ради настоящих немногих избранных, ибо много званых, но мало избранных (Мф. 20:16), так и ради будущих избранников Божиих, коих предвидит Тот, Кто не существующее видит как существующее (ср.: Рим. 4:17), и Который избирает иных людей для служения Себе прежде зачатия и рождения, как пророка Иеремию. — Итак, мир стоит и не рушится, и еще не объят всеистребляющим пламенем ради Христа, пострадавшего за мир грешный, и Креста Его. Не поднимайте же высоко голову свою интеллигенты и борзописцы, и перестаньте презирать Христа с Его Крестом; не уничижайте Церковь святую, которая есть Тело Его и коей Он — вечная Глава, да и над нами, служителями Его, не глумитесь. Вы непрестанно лягаете в своих ежедневниках (газетах) свою Мать, Церковь, которая дала вам имя и пакибытие, и славное христианское звание. О, если бы вы не носили это имя! Мы знакомы с вашим антихристовым духом и удивляемся вам, вашему кощунству, но бороться с вами не желаем, предоставляя вас суду Божию. Кто вам дал власть так презорливо судить и осуждать нас, и наши церковные дела, — вам, столь мало смыслящим в делах церковных? В своем мирском огороде вам много дела: в нем и работайте, а в нашу священную ограду, с вашим мирским лукавым духом, не суйтесь. Благодатью Божией мы справимся сами с собой и с людьми, хотя и от мира, но в Бога верующими, мирными и благонамеренными, а не с вами, пропитанными злобой, гордыней и лукавством.

(X, 1182)
Источники:
  • Новые слова и поучения 1905 года / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). — Кронштадт, 1906.
    С. 39, 40, 41
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Крест внешний и внутренний

  1. Когда нет внешних крестов, то надобно же иметь внутренний. Благодать Божия весть, чтó кому и когда полезно послать на пользу. Буди имя Господне благословенно во веки!
(X, 72)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 250–251

Крест для нас полезнее утешения и отрады, коих нужно считать себя недостойными

  1. Во время бывшей тебе мрачности и томности, ты думала найти утешение, пойдя к обедне, но не обрела, — все та же мрачность была на душе; а это от того, что ты не смирила себя, но с чаянием утешения шла. А ведь не приидет царствие Божие с соблюдением (Лк. 17:20). Когда бы ты в этом мрачном и томном посещении смирила себя истинно, и положила в сердце своем, что недостойна утешения, то, может быть и получила бы оное; а как ты прямо шла, надеясь получить, как будто достойная сего, то и не обрела. Бог утешает смиренных, а когда мы не имеем сего, то и должны прибегать к смирению; но отнюдь не смущаться и не отчаиваться. Знай, что крест полезнее утешения и отрады.
(X, 84)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 381–382