Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Велико воздаяние за терпение Клеветы

  1. Велико воздаяние тем, кои до конца терпят несправедливые клеветы. Недавно у меня была одна вдова священника, который от злых доносчиков перенес много несправедливых следствий, заболел и умер. В 40-й день явился во сне жене с золотым крестом в руках.
(X, 398)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 197–198
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Клевета и противодействие ей

[На Псалом 49]. Хотя бы порицали нас в таком деле, за которое совесть не укоряет нас, и тогда мы не должны презирать порицателя и причиняемый им вред, но с надлежащей осторожностью принимать все меры к уничтожению неосновательной молвы.

(II, 539)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1899. Т. V.
    Беседы на Псалмы
    Беседа 18. С. 269
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. V. С. 255

Клеветой можно ожесточить, а не исправить

[На Псалом 49]. Седя на брата твоего клеветал еси (Пс. 49:20). Для того, скажешь, чтобы исправить его? Но для этого тебе следовало бы не клеветать на него скрытно, а призвать и исправлять его наедине, как Христос заповедал. Обличения, высказываемые пред всеми, часто делают обличаемых более бесстыдными, и многие из грешников, если видят, что им можно быть незаметными, легко решаются исправиться; а если они уже у многих потеряли хорошее мнение, то иные из них впадают в отчаяние и предаются бесстыдству.

(II, 540)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1899. Т. V.
    Беседы на Псалмы
    Беседа 18. С. 270
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. V. С. 256

Клевета отлучает от Церкви и таинств

[Беседа XLIV]. Того, кто худо говорит о другом, Писания лишают святых таинств и даже изгоняют из самых недр Церкви: оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях (Пс. 100:5) и даже считают такого человека недостойным читать священные книги: вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими  (Пс. 49:16), потом приводят и причину: седя на брата твоего клеветал еси (Пс. 49:20).

(II, 1104)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1904. Т. X.
    Беседы на Первое послание к Коринфянам
    С. 454
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. X. С. 381

Самоуважение и спокойствие совести охраняют нас от Клеветы и смятения духа

Для чего ищешь ты себе у другого почести? Уважай сам себя, и никто не нанесет тебе бесчестия; но когда ты сам себя бесчестишь, то хотя все будут чтить тебя, ты останешься бесчестным. Подобно тому, как, если мы сами себя не расстроим, то никто другой нас не расстроит, точно также, если мы сами не будем бесчестить себя, то никто другой нас не осрамит. Представим себе человека великого и достойного славы; и пусть все стали бы называть его прелюбодеем, вором, разбойником: если он ничем этим не раздражается, ни на что не досадует и ничего такого не сознает в себе, то какое он от того терпит бесчестие? — Никакого. Что же, скажешь, если многие имеют о нем такое мнение? И в таком случае он не обесчещен, а обесчестили себя те, потому что не считают его таковым, каков он есть. Скажи мне: если бы кто стал считать солнце темным, то солнце ли, или себя он обесчестил бы? Конечно, себя самого, навлекая на себя подозрение, что он или слеп, или не в уме. Так и те, которые считают добрых худыми, срамят себя самих. Правда, надлежит прилагать большое старание о том, чтобы сохранить совесть свою чистой и не подать никакого случая к подозрению на нас. Но, если и при таком нашем поведении другие хотят неистовствовать, то не нужно заботиться или скорбеть об этом.

(I, 648)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXXXVII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 27:27–44. С. 865–866
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 774
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Клевета на других греховна, а на нас — служит к очищению сердца

  1. Словами избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя (Пс. 118:134) мы просим, чтобы мы избавились от клеветы на других, а не то, чтобы нас не клеветали; на нас же клевету должно принимать с терпением и смирением; это служит к очищению сердца нашего от страстей и показывает нам наше устроение — имеем ли любовь ко врагам по заповеди Божией.
(X, 35)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 1. Письма к монашествующим
    С. 275
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Клевета за доброе дело не должна смущать

Преподобный Серафим за свое отеческое святое попечение о сиротах Дивеевских, которое он творил для славы Бога и Его Пречистой Матери, перенес много злобной клеветы и оскорблений. Преподобный Серафим возложил на послушника Иоанна, по благословению игумена Нифонта, послушание — выучить Дивеевских сестер чтению, пению и порядку церковного устава для того, чтобы они сами, без помощи причта, с одним служащим иереем могли отправлять все церковные службы. Пусть за общение с Дивеевскими сиротами, — говорил преподобный Серафим этому Иоанну, нас все поносят и оскорбляют. Пусть за попечение нас укоряют, клевещут и осыпают хульными словами. Мы будем слушать апостола Иакова, который говорит: ведущему добро творити и не творящему, грех ему есть (Иак. 4:17). Нам нечего смущаться.

(X, 808)
Источники:
  • Жизнь и подвиги преподобнаго отца Серафима, Саровскаго чудотворца : с 13 рис. / сост. Владимир Юрьев. — Москва: Изд. Е. И. Коноваловой, 1904.
    С. 60