Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Исповедь с негодованием на других бесполезна

  1. Исповедать все полезно с самоукорением, а с негодованием на других какая польза и от полных объяснений? Без смирения и добродетели не приносят пользы… Знай, что хулу, внушаемую врагом на кого-либо, вполне повторить грешно и вредно, и оскорбительно. Бог простит.
(X, 447)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 82
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Значение и сила Исповеди для очищения греха

… Но, если сделавший такой грех решится, как следует, воспользоваться помощью совести, принести раскаяние в своих делах и показать рану Врачу, Который исцеляет не укоряя, принять от Него врачевство, и наедине, без всяких свидетелей, открыть Ему и исповедать все подробно, то он скоро исправит грехи свои, потому что признание во грехах заглаждает их. — Разве Он потому требует от нас исповеди, что не знает наших грехов? Знающий все вещи еще до их появления требует от нас признания не потому, чтобы не знал, но потому, что желает, чтобы мы при исповеди и почувствовали свои грехи, и показали свою добросовестность. Разве нужно здесь тратить деньги, предпринимать далекий путь? Разве это лечение причиняет боль и мучения? Нет, оно и не требует траты денег, и безболезненно, и скоро исцеляет. Сообразно с расположением приходящего, Господь дарует и врачевство от ран. Итак, желающий скорее возвратить себе здоровье и уврачевать душевные раны, пусть приступает с усердием, отрешась от всего житейского, пусть проливает горячие слезы, показывает великое усердие, приносит твердую веру, полагается на искусство Врача — и тотчас получит исцеление. Не видишь ли, что щедрость Врача превышает любовь всякого отца? Разве Он требует от нас чего-либо трудного и тягостного? Требует сокрушения сердца, смирения ума, признания во грехе, усердного прошения (о прощении), и (за это) дарует не только исцеление от ран и очищение от грехов, но и делает праведным того, кто доселе обременен был бесчисленными тяжестями грехов. О, великое человеколюбие! О, безмерная благость! Грешника, если только он исповедует свои грехи, помолится о прощении и покажет решимость впредь (жить хорошо) вдруг соделывает (Бог) праведным! И, чтобы тебе вполне убедиться в этом, послушай, что говорит пророк: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Ис. 43:26). Не сказал только: глаголи ты беззакония твоя, но прибавил: прежде, то есть не выжидай обличителя, не жди обвинителя; сам предупреди и начни говорить, чтобы заградить уста обличителю. — Если мы предупредим своего обвинителя, то есть диавола, который в тот день (Последнего Суда) восстанет против нас, и уже в настоящей жизни, прежде входа в Судилище, исповедаем свои грехи, восхитим первое слово (πρωτολογίαν) и сами сделаемся своими обвинителями, то преклоним Господа на такую милость, что Он не только сделает нас свободными от грехов, но и причислит нас к сонму праведных. — Если не сделаем этого теперь, когда время поста, когда такое успокоение помыслов, когда изгнаны все увеселения, то в какое другое время можем подумать о своих делах?

(I, 83)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XX. С. 182–183
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 171

Исповедь — отчет во грехе

Если кто согрешил, то нужно чувствовать свой грех и исправляться. Если же этого не будет, то как мы станем умолять Бога и просить отпущения грехов, когда самим себе не даем в них никакого отчета? Когда сам ты, согрешивший, не хочешь знать и того, что согрешил, то о прощении каких грехов будешь просить Бога? О тех, которых не знаешь? И как ты можешь познать великость благодеяния? Итак, исповедуй все грехи твои подробно, чтобы узнать, сколь велик долг, который тебе прощается, и, таким образом, возбудишь в себе благодарность к своему Благодетелю.

(I, 391)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XIV. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 4:12–24. С. 146
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 221
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Исповедь ведет начало от Предтечи, но он был строг к кающимся, а у нас сами кающиеся должны иметь эту строгость к себе

3/1. Иоанн Креститель проповедовал приходившему народу крещение покаяния для прощения грехов, и — народ исповедовал ему грехи свои. Отсюда ведет начало и наша покаянная исповедь. Иоанну от Бога повелено было принимать исповедь грешников. Священникам так же от Господа Иисуса Христа дана власть исповедывать и разрешать кающихся грешников или связывать. Святой Евангелист Лука повествует, что Иоанн Предтеча строго, сильно-обличительно и резко говорил приходившему креститься от него народу: порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева (Лк. 3:7) <…> А мы, проповедники покаяния, отчего слабы и до крайности снисходительны к грешникам кающимся, почти до потворства всяким грехам? От того, что сами — грешники и не возлюбили всем сердцем правды и не возненавидели неправды, и не имеем божественной ревности к правде. Мы скоро возлагаем руку на голову грешников с благодатию разрешения и прощения, и часто приобщаемся к чужим грехам, вопреки наставлению апостольскому: руки скоро не возлагай ни на кого (1 Тим. 5:22). Братия мои, вы сами будьте строги к себе, к своим слабостям и грехам; строже, точнее исследуйте себя и требуйте себе строгой исповеди, чтобы скорее исправиться, и чтобы не быть нам, за слабость исповеди, осужденными от Бога, как нерадивым о покаянии.

(X, 879)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 1. Проповеди
    С. 306, 307
Леонид (в схиме Лев), иеросхимонах Оптинский, преподобный

Леонид (в схиме Лев), иеросхимонах Оптинский, преподобный

Грех общий с кем, на исповеди — как частный

— Могу ли я на исповеди говорить о согрешившем со мною в слове или в деле?

— Разве ты хочешь каяться за него? Если он не хочет сознаться в своем грехе, говори только о своем.

(X, 665)
Источники:
  • Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). - Москва : Козел. Введен. Оптина пустынь, 1876.
    Приложения. Вопросы ученика и ответы Старца
    С. 211–212

Помыслы блудные излагаются обще, ибо могут быть здесь навеяны врагом к смущению обоих, и милость Божия не желает крайнего пристыждения

— Отцы говорят, что подробное изъяснение блудных помыслов и дел напрасно, что довольно объяснять их кратким общим словом, что воспоминание о них сквернит уста и помыслы. Так ли это?

— Это так. Отцы были опытнее нас в душевных делах. Но каждому человеку различное правило. Иной старец может бесстрастно и безвредно выслушать твое исповедание; да и ты, положим, можешь не очень страстно и с сокрушением исповедаться подробно, и ко смирению твоему посрамить себя: потому и подробное исповедание (хоть и редко) бывает на пользу. Но, видно, старцы знали великое милосердие Божие; не желающее крайнего пристыждения нашего; потому и заблагорассудили исповедание худых помыслов сократить. Иногда, тебе диавол внушит их: и ты будешь являть не свои помыслы, а его навевание, и он поругается тебе во благом. Иногда, и старец, не очень твердый, не вывеет скоро помыслы твои из уха своего сердечного.

(X, 667)
Источники:
  • Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). - Москва : Козел. Введен. Оптина пустынь, 1876.
    Приложения. Вопросы ученика и ответы Старца
    С. 212–213
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Грехи чувственности говорить обще, прочие подробно

  1. Святые отцы не советуют грехов чувственности на исповеди изъяснять подробно, чтобы памятью подробности не осквернять чувств, а сказать просто образ греха; а прочие грехи, наводящие стыд самолюбию, должно пояснить подробнее, с обвинением себя. Когда же ты получаешь после исповеди успокоение совести, то должна видеть в сем милость Божию, призревшую на твое покаяние; а ненавидяй добра диавол наводит смущение, что «не так сказала» и прочее; отражай оное надеждой на милосердие Божие.
(X, 17)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 1. Письма к монашествующим
    С. 166–167

Нужно указывать каждый грех, а не обще

  1. Это легко сказать: «всем грешна», или «нет ни одного греха, коего бы не сотворила»; но говорить каждый грех по виду, приносит стыд, и бывает виною прощения грехов; ибо, по слову святого Григория, стыд здешний есть часть будущего мучения.
(X, 36)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 1. Письма к монашествующим
    С. 305

После Исповеди отвергать помыслы смущения

  1. Изъяснив пред духовником свою совесть, так ли, или по записке, не надобно уже смущаться, что все не сказала; это от врага; а надобно успокаиваться, взирая на намерение свое — ничего не утаить, и на милосердие Божие, а смущение отвергать.
(X, 241)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 769

Плата за Исповедь не есть закон, а вошла в обычай, как на содержание пастырей

  1. Платить за исповедь совсем не есть закон, но даже против сего. Греческий проповедник Илия Минятий строго восстает против сего; но платеж за исповедь вошел в обычай совсем не со стороны духовных, а более со стороны кающихся, в знак благодарности, и стал как будто необходимым; но есть много таких, кои и без сего обходятся. По заповеди церковной и апостольскому завещанию, вы должны уважать священников, яко служителей Алтаря и Таинств Божиих; ибо без них невозможно спастись, и, по силе своей, сколько можете, уделяйте им на их нужды, ибо служащии алтарю со алтарем делятся (1 Кор. 9:13); но при исповеди благодарность Вашу можете дать или оставить. Судить же их в их погрешностях совсем не Ваше дело; овца пастыря не судит, каков бы он ни был. Судить священника значит судить Самого Христа: как можно сего берегитесь!
(X, 258)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 151

Стыд на Исповеди побеждается смирением

  1. Касательно того, что Вы затрудняетесь сказать духовнику о некоторых предметах, скажу Вам: мысленные приражения страстных плотских помыслов не изъясняйте подробно, а просто говорите: «побеждаюсь плотскими помыслами» — довольно и сего. Бог видит сердце Ваше, скорбящее о сем. Если же стыд не допускает и сего сказать, то прибегните к смирению, и помните, что здешний малый стыд пред одним человеком освобождает от будущего вечного стыда.
(X, 276)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 320

Смущение пред Исповедью устранять смирением мытаря

  1. Вы затрудняетесь приготовлением к исповеди от того, что не можете привести в порядок своих мыслей. Если будете приходить к исповеди со смирением мытаря, то не будете смущаться. Покаяние есть дар Божий, страданием Его нам дарованный. Мы, сознавая себя грешниками, приступаем к Нему, яко к Человеколюбивому Отцу и Искупителю, по Его милосердию; а нашего тут ничего нет, а только один грех, исповедуя его без оправдания, и получаем от Господа оправдание. Это все вражия кознь, смущающая Вас. Идите просто и рцыте ко Господу: «согреших, прости мя». Тут и объясните грехи, лежащие у Вас на совести, и отойдете с миром и надеждой на милосердие Божие.
(X, 287)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 431