
Искушение

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель
Продолжительность Искушения
Зная немощь нашей природы, Господь, если, когда попустит нам впасть в какое-либо искушение, то дает ему продолжаться только дотоле, пока мы, как Он знает, можем вынести, чтобы после того и нам даровать соответственную награду за терпение, и явить собственное человеколюбие, как об этом и Павел говорит: верен же Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести (1 Кор. 10:13).
-
Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
Беседы на Книгу Бытия
БЕСЕДА XXVI. С. 260 -
Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
Т. IV
С. 233
В Искушении любовь Божия
Никогда не станем роптать и думать, будто Бог оставляет нас и небрежет о нас, когда посылает на нас искушения, напротив, будем считать это за величайший знак Божия о нас попечения. В самом деле, если на нас лежит бремя грехов, то, показав (во время искушений) великое терпение и признательность, мы можем это бремя сделать легким; а если грехи наши немногочисленны, то и в таком случае, когда перенесем с благодарением, заслужим бóльшее благоволение свыше. Щедролюбивый и пекущийся о нашем спасении Владыка наш, посылая искушения, предлагает нам в них как бы некое училище и поприще борьбы для того, чтобы и мы сделали все, что только можем, и за это удостоились милостивого Его промышления. Зная это, не будем ослабевать в искушениях и роптать в скорбях, напротив, станем еще радоваться, подобно блаженному Павлу, который говорит: ныне радуюся во страданиях моих (Кол. 1:24). Видишь благопризнательную душу? Если он радовался в скорбях, то, когда же мог быть в печали? Если то, что других печалит, в нем порождало радость, то подумай, каково было состояние души его? И чтобы тебе увериться, что мы не можем получить обещанных нам благ и сподобиться Царства Небесного, если не пройдем настоящую жизнь путем скорбей, послушай, что апостолы говорят новообратившимся к вере. И научивше многи, сказано, возвратишася в Листру и Иконию и Антиохию: утверждающе души учеников, и моляще пребыти в вере, и яко многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (ср.: Деян. 14:21−22). Чем же мы извинимся в том, что не хотим великодушно, мужественно и с благодарностью переносить все постигающие нас бедствия, когда знаем, что нам невозможно и получить спасение иначе, как прошедши этим путем? Да и что в этом странного и нового, когда все праведники прошли настоящую жизнь путем скорби? Послушай Христа, Который говорит: в мире скорбни будете, но дерзайте (Ин. 16:33). Чтобы слышавшие это не упали духом, Он тотчас ободрил их и обещал им свою помощь: но дерзайте, говорит, Аз победих мир (Ин. 16:33). Есть, говорит, у тебя Тот, Кто облегчит печаль твою, Кто не попустит тебе погибнуть под бременем искушений, Кто при искушении подаст и облегчение, и не наведет бедствий сверх силы нашей (см.: 1 Кор. 10:13). Что же ты печалишься? Что скорбишь? Что ропщешь? Что малодушествуешь? Ужели Он оставит нас, если мы сделаем все, что только можем, — если покажем терпение, твердость и благодарность? Ужели обстоятельства, хотя бы они были в самом отчаянном положении, сильнее премудрости нашего Господа? Будем только мы исполнять, что нам должно, будем иметь искреннюю веру и надежду на премудрость Попечителя душ наших. А Он, лучше нашего знающий, что нам полезно, наверное, устроит все так, как и Ему прилично, и нам полезно, чтобы нам и получить награду за терпение, и удостоиться Его человеколюбия.
-
Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
Беседы на Книгу Бытия
БЕСЕДА XXXII. С. 351–352 -
Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
Т. IV
С. 304–305
Смысл и цель Искушений
Не для того ты получил оружие, чтобы быть праздным, но, чтобы сражаться. Вот почему и Бог не препятствует посещать тебя искушениям. Во-первых, Он попускает их для того, чтобы ты познал, что ты соделался гораздо сильнее; во-вторых, чтобы ты пребывал в смирении и не превозносился величием даров, видя, что искушения могут смирять тебя; в-третьих, для того, чтобы лукавый дух, все еще сомневающийся в твоем от него отступлении, видя твое терпение в искушениях, уверился, что ты совершенно оставил его и отступил от него; в-четвертых, чтобы ты чрез это сделался тверже и крепче всякого железа; в-пятых, чтобы получил ясное свидетельство о вверенных тебе сокровищах. Диавол не стал бы приступать к тебе, если бы не видел тебя на высшей степени чести.
-
Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
Толкование на Матфея Евангелиста
БЕСЕДА XIII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 4:1–11. С. 130 -
Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
Т. VII
С. 209
И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго (Мф. 6:13)
Здесь Спаситель явно показывает наше ничтожество и низлагает гордость, научая нас не отказываться от подвигов и произвольно не спешить к ним; таким образом, и для нас победа будет блистательнее, и для диавола поражение чувствительнее. Как скоро мы вовлечены в борьбу, то должны стоять мужественно; а если нет вызова к ней, то должны спокойно ожидать времени подвигов, чтобы показать себя и не тщеславными, и мужественными. Лукавым же здесь называет Христос диавола, повелевая нам вести против него непримиримую брань, и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно диавол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Потому Спаситель и не сказал: избави нас от лукавых, но: от лукаваго, — и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против диавола, как виновника всех зол.
-
Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
Толкование на Матфея Евангелиста
БЕСЕДА XIX. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 6:1–15. С. 226 -
Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
Т. VII
С. 282
В искушениях Господь Сам поддерживает нас
Верен Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести (1 Кор. 10:13). Не только Господь не посылает искушения сверх силы, но и при искушении по силе, (Сам) присутствует, поддерживая нас и укрепляя, если мы сами наперед привнесем должное с нашей стороны, — готовность, надежду на Него, благодарность, твердость, терпение, потому что не только в опасностях, превышающих наши силы, но и в самых опасностях, постигающих нас по силам, мы имеем нужду в помощи свыше, если хотим стоять мужественно.
-
Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
На разные места Писания
С. 38 -
Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
Т. III
С. 52

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный
Искушение внутреннее (безверие, малодушие): нужно претерпеть его с молитвой и верой в Промысл
По благим и премудрым судьбам Божиим, в жизни людей благочестивых бывают тяжелые внутренние искушения, убивающие и душу, и тело: душа (у ненавыкших искусу) теряет веру, малодушествует, не в силах будучи сохранять твердость и присутствие духа, быть смиренно-послушной и благодарной воле Провидения за насылаемый искушения. В этом случае, надобно, по возможности, крепиться и устремлять взор горе — с молитвой о помощи, и быть уверенным, что искушение не будет продолжительно, а после искушения — Бог опять примет нас в Свою милость, особенно, если счастливо выдержим испытание. Разжегл мя еси, якоже разжизается сребро (ср.: Пс. 65:10).
-
Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). - С.-Петербург : ред. журн. "С.-Петерб. духов. вестн.", 1900.
С. 27, 28

Леонид (в схиме Лев), иеросхимонах Оптинский, преподобный
Искушение не превышает даров Божиих
Если искушения не превышают даров Божеских, то желающий спастись все может силой имени всех укрепляющего Господа Иисуса. И это — столь священная истина, что всякий, имеющий сколько-нибудь живой веры, никогда не усомнится. Для маловерия и пылинка кажется горою, равно как для верующего переставлять горы искушения весьма удобно и легко.
-
Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). - Москва : Козел. Введен. Оптина пустынь, 1876.
Приложения. Вопросы ученика и ответы Старца
С. 192

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный
Искушений нигде не избежать, но и помощь Божия везде готова
- Искушений и скорбей невозможно избежать, где бы Вы ни были, и какой бы род жизни ни проходили, — гражданский, общественный, или уединенный, от общества удаленный; когда мы стараемся об исполнении заповедей Божиих, то со всех сторон восстают на нас волны искушений: мир, плоть и диавол препятствуют сему, но Христовы духовные воины не страшаться их, они имеют благонадежного и искусного Кормчего Иисуса Христа; в сильных обуреваниях притекают к Нему и вопиют: Господи, спаси ны, погибаем! (Мф. 8:25). И обретают всесильную Его помощь.
-
Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
Ч. 1. Письма к монашествующим
С. 403
Не нужно подвергать себя Искушениям добровольно
- На что же добровольно подвергаться искушению, когда можете от оного остеречься? Когда что послано будет, по необходимости, скорбное, то уже нечего делать, — надобно нести.
-
Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
Ч. 4. Письма к монахиням
С. 185

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный
Польза невольных Искушений
Кто переносит с молитвой удары невольных искушений, тот делается смиренным, благонадежным и опытным.
-
Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. С приложением его наставлений и келейного молитвенного правила. — Муром: Типолитография Н. В. Зворыкина, 1893.
С. 48