Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

При начале Искания Бога не останавливаться на утешениях благодатных: это цвет, а нужен плод

  1. При начале Богоискания иногда утешительные и усладительные чувства обнадеживают в обретении Иисуса и любви Его. Но чувство сие весьма опасно и близко прелести; не имевши еще борьбы со страстями, не познавши своей немощи и не смирившись, не надежно иметь таковые утешительные чувства. Пусть они и приходят когда, нужно опасаться принимать оные, и не обольщаться ими, но считать себя того недостойными…; они скоро уходят. Кто же, обольстившись, принимает их не в свое время, скоро лишится их; и когда уже будет время не получит, подобно нерадивому и глупому земледельцу, который, на произрастении увидя цвет, счел бы его за плод и сорвал: он уже никогда плода не получит. Это многие пострадали, идущие путем сим и сбились с него.
(X, 20)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 1. Письма к монашествующим
    С. 176–177
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Не оставлять Искание Бога, пока Искомый не сыщется

Как в торговом деле не в том сила, чтобы лишь только торговать, а в том, чтобы больше барыша получить; так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы увеличивать счет добрых дел, служащих нам только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящшем приобретении даров Святого Духа. Так, желал бы я, Ваше Боголюбие, чтобы и Вы сами стяжали этот приснонеоскудевающий источник благодати Божией и всегда рассуждали себя, в Духе ли Божием Вы обретаетесь, или нет: и если в Духе Божием, то благословен Бог, не о чем горевать: хоть сейчас на Страшный Суд Христов! Ибо «в чем застану, в том и сужу». Если же нет, то надобно разобрать, отчего и по какой причине Господь Бог Дух Святой изволил оставить нас, и снова искать и доискиваться Его, и не отставать до тех пор, пока Искомый Господь Бог Дух Святой не сыщется и снова будет с нами Своей благодатью. На отгоняющих же нас от Него врагов наших надобно так нападать, покуда и прах их возметется, как сказано в Псалме: пожену враги моя, и постигну я (Пс. 17:38).

(X, 800)
Источники:
  • Газета "Московские Ведомости", 1903. 19/VII, №196.
    Дополнения к беседе с Н. А. Мотовиловым Старца Серафима