Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Узреть Христа в своем сердце

391. Тебя смутило слово преподобного Симеона Нового Богослова, который говорит: «Кто в здешней жизни не узрит Христа в своем сердце, тот не узрит Его и в будущей жизни». Пишешь, что для тебя это изречение ужасающее. Успокойся и не беспокойся много. Если бы не были прибавлены слова — в своем сердце – тогда действительно было бы это изречение ужасающее. А зреть Христа в сердце своем, смиренный Никита Стифат объясняет так: «егда кто горячесть души своей в залогственной вере зрит расширяему и Божию любовь: тогда Христа носити да весть в себе» (Добротолюбие. Ч. IV, сотница 3, гл. 23). И апостол Павел пишет: себе искушайте, аще есте в вере. Или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть; разве точию чим неискусни есте (2 Кор. 13:5)… Значит, вся сила в вере.

(X, 464)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 108–109
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Жизнь Христа — простая, трудовая, воздержная

Спаситель, когда благоволил родиться на земле, то не искал богато убранного дома, ни матери богатой и знаменитой, но избрал бедную, которая обручена была древоделателю; рождается в вертепе и полагается в яслях; избирая учеников, избрал не ораторов и мудрецов, не богатых и славных, но и между бедными самых бедных и нимало не знаменитых; когда предлагал трапезу, то употреблял хлеб ячменный; вместо ложа имел траву; одеяние носил бедное, не отличающееся даже от одеяния самых простых людей; а дóма даже и не имел; если Ему нужно было переходить с одного места на другое, то ходил пеший, и притом так, что иногда утомлялся; когда садился, не искал стула, ни мягкого возглавия, но сидел на голой земле, иногда на горе, иногда при источнике, и даже один; также полагал меру и для самой печали: когда надлежало плакать, плакал тихо, повсюду поставляя правила и границы, до которых позволительно доходить, но далее которых не должно идти.

(I, 570)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXVI. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 20:29–21:11. С. 675
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 628

Христос — всё для нас, и желает, чтобы мы были Его, а не жили только для земли

Господь во всем предоставляет нам Себя, а мы противимся Ему! Хочешь ли ты, говорит Он, украшаться, — украшайся Моей красотой, или вооружиться, — Моим оружием, или облечься — в Мою одежду, или питаться — вот тебе Моя трапеза, или идти — иди Моим путем, или наследовать — получи Мое наследие, или войти в Отечество — войди в город, которого Я Художник и Строитель, или построить дом — построй его в селениях Моих. Я не требую от тебя награды за то, что даю, но еще и должен наградить тебя за то самое, что ты пожелаешь воспользоваться всеми Моими благами. Что может сравняться с этой щедростью? Я отец, Я брат, Я жених, Я дом, Я питание, Я одежда, Я корень, Я основание, Я всё, чего бы ты ни захотел: ни в чем ты не будешь иметь нужды. Я и служить буду, потому что Я пришел для того, чтобы служить, а не для того, чтобы Мне служили (см.: Мф. 20:28). Я и друг, и член, и глава, и брат, сестра и мать, — Я всё — только ты будь Мне другом. Для тебя Я беден, для тебя Я нищий, для тебя Я на кресте, для тебя во гробе, за тебя ходатайствую пред Отцем на небесах, для тебя Я явился на земле посланником от Отца. Ты Мне всё: и брат, и сонаследник, и друг, и член. Чего еще желаешь? Для чего отвращаешься от Того, Который любит тебя? Для чего работаешь миру? Для чего вливаешь в сосуд разбитый? А этому и подобны труды для настоящей жизни. Для чего сечешь огонь? Для чего бьешь воздух? Для чего бежишь напрасно? Не каждое ли искусство имеет цель? Это всякому известно. Покажи мне, и ты, цель житейского попечения. Но ты не можешь показать: суета суетствий, всяческая суета (ср: Еккл. 1:2).

(I, 602)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXXVI. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 24:16–31. С. 770
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 700

Божество Христа; Он не мог не знать последнего дня и часа

О дни же том и часе никтоже весть, ни Ангели небеснии, ни Сын, токмо Отец (ср.: Мф.: 24:36). Словами: ни Ангели Христос удерживает учеников Своих, чтобы они не старались узнать того, чего не знают и сами ангелы; словами же: ни Сын — возбраняет им не только знать, но и спрашивать об этом. Если бы это было не так, если бы, в самом деле, Сын Божий не знал этого, то, когда же бы Он узнал? Вместе с нами? Но кто станет утверждать это? Он знал Отца совершенно, — так же, как и Отец Сына, — а не знал об этом дне? Он знал, каким образом нужно судить, знал тайны каждого, — и мог не знать того, чтό гораздо менее важно? Если вся тем быша и без него ничтоже бысть (Ин. 1:3), то, как может быть, чтобы Он не знал этого дня? Тот, Кто сотворил веки, сотворил, без сомнения, и времена, если же сотворил и времена, то сотворил и день; как же Ему не знать того дня, который Он сотворил?

(I, 604)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXXVII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 24:32–51. С. 773
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 703

Иисус — Спаситель: значение слова

Имя «Иисус» — не греческое; Иисусом Он называется по-еврейски, что на греческом языке означает Спаситель (Σωτήρ); Спаситель же Он называется потому, что спас народ Свой.

(I, 346)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА II. РОДОСЛОВИЕ ИИСУСА ХРИСТА С. 19
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 26

Иисус чужд честолюбия и гордости

Смотри, как Христос далек был от честолюбия и гордости! Он не водил народа за Собой, но, когда нужно было врачевать, Сам ходил всюду, посещая грады и веси. А когда собралось великое множество, садится на одно место, не в городе, не среди площади, но на горе, в пустыне, — научая тем нас ничего не делать напоказ, удаляться от шума, особенно когда нужно любомудрствовать и рассуждать о важных предметах.

(I, 394)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XV. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 5:1–16. С. 148
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 223

Иисус Христос стал человеком, дабы нас сделать сынами

Тому-то особенно и подивись, что Сын Безначального Отца, Сын истинный, благоволил назваться сыном Давидовым, чтобы тебя сделать сыном Божиим, благоволил иметь раба Своим отцом, чтобы тебе, рабу, сделать отцом Владыку… По человеческому рассуждению гораздо, ведь, труднее Богу стать человеком, нежели человеку сделаться сыном Божиим. Итак, когда слышишь, что Сын Божий есть сын Давидов и Авраамов, то не сомневайся уже, что и ты, сын Адамов, будешь сыном Божиим. Не уничижил бы Он Себя напрасно и без цели до такой степени, если бы не хотел возвысить нас. Он родился по плоти, чтобы ты родился по Духу; родился от жены, чтобы ты перестал быть сыном жены. Вот почему Его рождение и было двоякое, — с одной стороны подобное нашему, с другой — превышающее наше. Тем, что родился от жены, Он уподобился нам; тем же, что родился не от крови, не от хотения мужа или плоти, но от Духа Святого, Он предвозвещает превышающее нас будущее рождение, которое Он имел даровать нам от Духа.

(I, 345)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА II. РОДОСЛОВИЕ ИИСУСА ХРИСТА С. 19
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 26
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Жизнь по учению Христа дает ощутить Его Божество

Живите по учению Христову, исполняйте волю Его; и вы увидите, осяжете, ощутите сами Божество Христово, тогда как нечестивец, неверующий и беззаконник и из явных чудес, творимых Христом, не познает Его Божества; ибо сердечные очи его слепы по причине страстей; ибо сатана ослепил их.

(X, 898)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 2. Слова
    С. 260