Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Ответственность Иерея

Иерей, впадающий в одинаковые грехи с подчиненными себе, не одинаковым с ними подвергается наказаниям, но гораздо тягчайшим.

(I, 467)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XXVI. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 8:5–13. С. 301
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 341

Величие Иерея, как совершителя Евхаристии

Насколько чист должен быть тот, кто наслаждается этой Жертвой? Насколько чище лучей солнечных должны быть — рука, раздробляющая эту Плоть, уста, наполняемые духовным огнем, язык, обагряемый страшной Кровью? Помысли, какой чести ты удостоен, какой наслаждаешься Трапезой? При виде чего трепещут ангелы, и на что не смеют взглянуть без страха по причине сияния, отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним Телом и одною Плотию со Христом. Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его (Пс. 105:2)? Какой пастырь питает овец собственными членами? Но что я говорю — пастырь? Часто бывают такие матери, которые новорожденных младенцев отдают другим кормилицам. Но Христос не потерпел этого, но Сам питает нас собственной Кровью и чрез все соединяет нас с Собою.

(I, 627)
Источники:
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXXXII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 26:26–35. С. 826–827
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 744

Иерей не должен допускать к Причащению недостойных, делая это для исправления, а не для отсечения

Это говорю вам, которые приобщаете других. Нужно побеседовать и с вами, чтобы вы со многим тщанием разделяли эти Дары. Не малое наказание ожидает вас, если вы, признавши кого-либо нечестивым, позволите причаститься этой Трапезы. Кровь Его взыщется от рук ваших. Хотя бы кто был полководец, хотя бы высший начальник, хотя бы сам царь, носящий диадему, но, если приступает недостойно, то запрети ему: ты имеешь более власти, нежели он. Если бы тебе поручено было сохранять в чистоте источник воды для стада, и ты увидел овцу, имеющую на устах много грязи, то не позволил бы ей наклониться и возмутить источник. Но теперь вручен тебе источник не воды, а Крови и Духа, — и ты, видя некоторых, имеющих грех, который хуже земли и грязи, и приступающих к этому источнику, не вознегодуешь, не воспрепятствуешь? Какое ты можешь получить прощение? Для того Бог удостоил вас этой чести, чтобы вы разбирали такие дела. В этом состоит ваше достоинство, ваша важность, ваш венец, а не в том, чтобы вы облекались в белую и блистательную одежду. Но как, скажешь, я могу знать того и другого? — Я говорю не о неизвестных, но об известных людях. Скажу нечто более страшное: не столько опасно приступать к этому таинству бесноватым, сколько тем, которые, как говорит Павел, попирают Христа, Кровь завета не почитают за святыню и ругаются над благодатью Духа (см.: Евр. 10:29). Никто не должен приобщаться, если он не из числа учеников Христовых. Никто не должен принимать Дары, подобно Иуде, чтобы не потерпеть участь Иуды. Это собрание верующих есть также тело Христово. Поэтому ты, служитель таинств, смотри, чтобы тебе не раздражить Владыку, если не будешь очищать это тело; смотри, чтобы не дать меча, вместо пищи. Но, хотя бы кто и по неразумию пришел для причащения, воспрети ему, — не бойся. Бойся Бога, а не человека. Если будешь бояться человека, то от Бога будешь уничижен; а если будешь бояться Бога, то и от людей почитаем. Если ты сам не смеешь, то приведи ко мне: я не позволю этой дерзости. Скорее предам душу свою, нежели причащу Крови Господней недостойного; скорее пролью собственную кровь, нежели причащу столь страшной Крови того, кого не должно. Если же кто после многих испытаний не найдет недостойного, то не будет виновен. Это сказано мной об известных людях. Если мы исправим этих, то Бог и неизвестных скоро соделает нам известными. Если же мы оставим без внимания известных нам, то для чего Ему делать других нам известными? Это говорю я не для того, чтобы мы только удаляли и отсекали, но для того, чтобы мы исправляли и возвращали их, чтобы имели попечение об них. Таким образом, мы и Бога умилостивим, и найдем много достойных причастников, и получим за свое старание и попечение о других великую награду.

(I, 629)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXXXII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 26:26–35. С. 828–829
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 745
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иерею нужно твердо полагаться на слова молитв в Таинствах, совершаемых им

Молясь во время Богослужения, совершения Таинств и молитвословий при разных случаях, твердо положись сердцем на самые слова церковных молитв, веруя, что ни одно слово не положено напрасно, каждое имеет силу свою, что в каждом слове Сам Господь Триипостасный, везде Сый и вся исполняяй; думай: я ничто, все делает Господь… Мне не о чем пещись. Всю печаль вашу, сказано, возверзите на Него, яко Той печется о вас (ср.: 1 Пет. 5:7).

(X, 970)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 2
    С. 293

Смущение и безсилие его при Богослужении — мечта вражия: способ борьбы с нею

Когда смущение и какое-то безсилие сердца препятствуют тебе произносить во время богослужения слова молитв, тогда сочти это смущение и безсилие за мечту вражию (демонскую), отбрось уныние, малодушие и робость, и о имени Господни говори, не торопясь, спокойно и намеренно громче, — и ты одолеешь смущение и безсилие, и получишь бодрость и силу. Верующему и уповающему все возможно. Надо бороться и побеждать.

(X, 990)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 2
    С. 404

В самом служении Иерея источник величайшего наслаждения для души

Достойное, сердечное, благоговейное, с верою живою служение Господу в храме есть источник мира, радости и блаженства для души нашей. Так, благоговейный священник, совершая службы, таинства, молитвословия, в самом деле своем приобретает для себя величайшее наслаждение и блаженство.

(X, 1012)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 3
    С. 516

Иерей и при слабостях своих должен иметь полную веру в Пресуществление Святых Даров

Призвавши Духа Святого на предлежащие Дары, и освятивши их молитвою предложения (во время Литургии), помяни, что небо и земля мимоидет, словеса же Господни не мимоидут (Мф. 24:35), и что хлеб и вино непременно прелагаются в Тело и Кровь Господню, по воле Самого Господа и по действию Святого Духа, хотя бы священнодействующее лицо и недостойно было по какой-либо слабости своей.

(X, 1019)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 3
    С. 529

В устах Иерея властные слова Господа: легкость их исполнения

Когда произносишь властные, повелительные творческие слова Самого Господа, тогда исполнение по ним почитай таким обыкновенным и удобным делом, как тебе удобно и обыкновенно дышать, брать, как удобно и обыкновенно образоваться младенцу в утробе матери, и даже несравненно удобнее.

(X, 1024)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 3
    С. 536

Иерею дана благодать молиться за других и чрез то увеличивать ее в себе

Иерей Божий! верь от всего сердца, верь всегда в благодать, данную тебе от Бога — молиться за людей Божиих: да не будет вотще в тебе этот великий дар Божий, коим ты можешь спасти многие души; скоро слышит Владыка твою сердечную молитву о людях и удобно преклоняется на милость к людям, как на молитву Моисея, Аарона, Самуила, Апостолов. Искупай всякий молитвенный случай — в церкви, когда совершаешь богослужение или таинство, в домах при совершении таинств, молитвословий и молебнов, везде и во всякое время помни о спасении людей Божиих и стяжешь великую себе благодать Божию.

(X, 1038)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 3
    С. 654

Благодать, живущая в Иерее, чрез частое причащение, дает всем от него отраду, мир, утешение

Везде прославило меня Имя Твое, Господи: и у трона царей, и у всех важных и сильных мира сего, и у богатых и небогатых, образованных и простых людей; всюду принесло Оно и приносит непрестанно отраду, мир, избавление, спасение, исцеление, здравие, утешение, облегчение, победу над кознями вражиими. Сколь чудно имя Твое, Господи! Как чудно, державно, властно, сильно влечет всех ко мне, убогому, благодать Твоя, во мне живущая и пребывающая чрез частое причащение Святых Таин Твоих Пречистого Тела и Крови Твоея!

(X, 1078)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 4
    С. 67

Служение Иерея больным, с преподанием им Святых Таин на дому, есть величайшее

Служение больным с преподанием им Божественных Таин Тела и Крови Христовых есть величайшее служение, которое должно вменять себе в величайшую честь и делать всегда охотно, благоговейно, радостно, не тяготясь… — Если желаешь доказать преданность Господу Иисусу Христу от всей души и от всего сердца, — охотно и смиренно служи больным в их жилищах, — принося им и преподавая Святые Животворящие Тайны Пречистого Тела и Крови Господа. С больными, коих приходится причащать Святых Таин, обходись с нежностью и кротостью, как кормилица с чадами, памятуя, как возлюбил всех нас Господь, давши нам Себя в пищу и питие вечной жизни.

(X, 1079)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 4
    С. 71

Служение иереем Литургии и причащение народа есть служение Самому Господу

Нет выше дела на земле, которое я делаю: дела совершения Литургии и причащения Святых Животворящих Таин Тела и Крови Господней народа, коему я преподаю в свое время Божественное Житомерие, по слову Господа. Поэтому с веселием непрестающим да причащаю тысячи народа, идущего ко мне, паче же ко Господу: ибо за это обещана от Него великая награда преподающим.

(X, 1082)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 4
    С. 108

Польза для Иерея от ежедневного причащения

Первые годы священства я не часто, не каждый день совершал Литургию, и потому часто расслабевал духовно; потом, увидев пользу ежедневного совершения Литургии и причащения Святых Таин, я стал ежедневно служить и причащаться.

(X, 1156)
Источники:
  • Сергиев Иоанн Ильич (КРОНШТАДТСКИЙ), протоиерей. — Живой Колос. Выписки из дневника за 1907−1908. С.-Петербург, 1909.
    С. 151, 152

Иерей при немощи к вечерне и утрене может не ходить, прочитывая и объемля их сердцем дома

  1. Божией милостью и Вашими молитвами, и других многих я почти совсем поправился, и уже начинаю понемногу служить. К утреням и вечерням не хожу, прочитывая и объемля их сердцем дома. 9/III/1905
(X, 1197)
Источники:
  • Письма о. протоиерея Иоанна к настоятельнице Иоанно-Предтеченскаго Леушинскаго первокласснаго монастыря игумении Таисии. - С.-Петербург: Синодальная тип., 1909.
    С. 75

Благодать Божия в Иерее охраняет его и влечет к нему

  1. В Господе моем Иисусе Христе я легко переношу все издевательства надо мной людей лукавых. Жалко, что они так низко сами падают, купаясь в злобе диавольской, и марают свои души. Благодатью Божией, я — все тот же Божий раб и не изменяюсь в лукавую сторону. Ты знаешь, как ко мне, благодатью Божией, стремится народ — и старый, и малый, как дети везде меня встречают с радостью. Что это значит? Значит, что благодать Божия живет во мне и всех простых сердцами влечет ко мне, а чрез меня к Богу, Коему я служу. 31/X/1906
(X, 1199)
Источники:
  • Письма о. протоиерея Иоанна к настоятельнице Иоанно-Предтеченскаго Леушинскаго первокласснаго монастыря игумении Таисии. - С.-Петербург: Синодальная тип., 1909.
    С. 87