Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Простые люди могут, более ученых, владеть истиной Христианства

Буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит (1 Кор. 1:27)… Как же, скажи мне эти посрамляются чрез тех? На деле. Когда вдову, сидящую у ворот и просящую милостыни, а часто и увечную, спросишь о бессмертии души, о воскресении тел, о Промысле Божием, о наградах по заслугам, о тамошнем отчете, о Страшном судилище, об уготованном для добродетельных блаженстве, об угрожающих грешникам  наказаниях, и обо всем прочем, и она ответит с точностью и полной уверенностью; а философ и тот, кто много хвастает прической волос и тростью, после многих и долгих курсов учения, после многих и напряженных занятий, не может и заикнуться, не может и рта открыть об этих предметах, — тогда хорошо узнаешь, как буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит. Чего эти мудрые по гордости и высокомерию не могли найти, — потому что уклонились от учения Духа и совершенно предались своим умствованиям, — то самые бедные и презренные люди, лишенные всякого мирского образования, узнали с совершенной точностью, — потому что доверились Небесному наставлению.

(I, 695)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания
    С. 145
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III
    С. 153
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Переход от теории Христианства к практике: перенесение незаслуженных обвинений

87. Ты была мирна, спокойна, занималась духовным чтением, но благодать Божия приуготовила тебе испытание и обличение твоего устроения. Читавши отеческие книги, ты питала свою душу и ум теоретически, — и была спокойна. Но спокойствие оное было не надежно, не от вне, а от внутрь лежащих в тебе страстей: самолюбия и прочих. Явилось обличение, ты смутилась, от чего же? — Явно, от того, что прежде никто тебя не трогал. Перейди от теории к практике и научайся, как поступать при возмущении страстей и как приобретать терпение. И что же надобно терпеть? То ли, когда мы бываем поносимы и укоряемы по вине нашей, или то, когда невинно нас поносят и уничижают? Кажется, в этом-то и состоит терпение: когда мы невинно страждем; да и Бог это знает, но посылает. Не сомневаюсь, что ты веруешь сему.

(X, 178)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 158