Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Делание Христианина: молитва, очищение помыслов и терпение скорбей

  1. Преподобный Марк Подвижник в слове о покаянии говорит: правое дело для начинающих, средних и совершенных есть: молитва, очищение помыслов и терпение постигающих нас скорбей. Без сих трех нельзя совершать и прочие добродетели. Да и самая молитва без очищения помыслов и без перенесения скорбей совершаться не может. В этой триплетенной верви, если где одна нить ее прерывается, там прерываются и другие нити.
(X, 428)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 44
Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Христианину неприлично скорбеть, прежде чем придет самая скорбь, а ждать, что пошлет Господь

301. А скорби твоей великой я, признаться, и не понимаю. Ты, кажется, больше всего скорбишь о том, чего и сама не знаешь, чего и я не знаю, и, кажется, никто не знает, а что может случиться, то есть тебя могут взять куда-то, можешь заболеть, и проч., — что и со мной может случиться, и со всяким, но о чем всякий благоразумный загодя не плачет, а ждет, чтό пошлет ему Господь. А чтό Господь пошлет — хорошее ли, худое ли, — с радостью принимает, и старается по силе терпеть. А не стерпит, — кается в малодушии. А мы с тобой замалодушествуем, еще не видя беды или скорби, и скорбим прежде, чем придет скорбь. Христианка, живи по-христиански. Веруй в Бога, создавшего тя.

(X, 641)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия к монахиням / [Предисл.: пр. С.Ч.]; Изд. Козел. Введ. Оптиной пустыни. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1910.
    С. 140
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Христианин должен звать ближнего в храм, — это великое дело

…Пред наступлением (церковного) собрания, (каждый из вас) подойди к дому брата, подожди его у дверей, и, когда выйдет он, останови его. Хотя бы звали (его) тысячи надобностей, не уступай ему и не давай приняться ни за что мирское, прежде, чем приведешь его в церковь и заставишь пробыть там во все продолжение собрания. Пусть будет он спорить и противоречить, пусть станет представлять тысячу отговорок, не склоняйся и не уступай, но, сказав и внушив ему, что и другие дела его будут гораздо успешнее, когда он приступит к ним, выстоявши всю службу (церковную), помолившись и приняв благословение отцов, — и связавши его этими и подобными словами, веди к этой священной Трапезе, чтобы получить тебе двойную награду: и за себя, и за его приход в церковь. Нет сомнения, что, если мы употребим столько ревности и усердия к уловлению беспечных, то достигнем спасения… С земли, если бросишь в нее семена, и она не произрастит колосьев, надобно уйти с пустыми руками; не так с душою; нет, ты преподай ей учение, и, пусть она не послушает твоих слов, не смотри на это, ты получишь полную награду, — такую, какую (получил бы), если бы она послушала, потому что Бог смотрит не просто на конец дел, а на расположение делающих, и, судя по нему, определяет награды.

(I, 692)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания
    С. 139
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III
    С. 147
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Таинство веры иметь в чистой совести, иначе можно погибнуть у самого источника спасения, нося только имя Христианина

Имуще таинство веры в чистой совести (ср.: 1 Тим. 3:9). Чистого сердца требует святая, Божественная, пренебесная вера христианская, чтобы благотворно воздействовать на все существо человека, а в нечистом сердце она обитать не может и производить благотворных перемен в нем не может, если человек не исправляется от своих пороков. Вот почему и в христианстве много званных, но мало избранных. Многие именуются христианами, но не многие в самом деле таковы, не многие творят плоды Царствия Божия; вот отчего и в христианстве много безбожников, вольнодумцев, суеверов, корыстолюбцев, сластолюбцев, блудников, пьяниц, воров <…> Не вера виновата, что христиане таковы, а, носящие имя Христово на себе, виноваты в своем невнимании к вере и ее правилам, в своей нечистоте и в своем пристрастии к земному, по коему они не могут вместить в своем нечистом сердце чистейшего небесного сокровища — веры Христовой, — и погибают у самого источника спасения.

(X, 1011)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 2
    С. 504, 505

Христианин непременно должен быть победителем

Побеждающему, — говорит Господь, — дам сесть со Мною на престоле Моем (Откр. 3:21). Видите, как христианину необходима непрестанная война со грехом и победа, непременно победа! Или победи грех в себе и, насколько можешь, в других, тебя окружающих, или, если будешь побежден своими страстями и не раскаешься искренно, будешь вечным пленником ада: середины нет.

(X, 1174)
Источники:
  • Новые слова и поучения 1904 года / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). — Кронштадт, 1905.
    С. 42