Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Храм — училище, проповедник — учитель

Скажи мне, пожалуйста, если бы ты видел, что сын твой каждый день ходит в училище, и, хотя времени проходит много, но он ничего не приобретает там, снес ли бы ты это терпеливо? Не наказал ли бы и отрока, не упрекнул ли бы и учителя? А потом, если бы узнал, что со стороны учителя сделано все и ничего не опущено, и что причиною всего была леность отрока, не обратил ли бы ты весь гнев свой на отрока, перестав винить учителя? То же самое должно быть и здесь. Мы, как поставленные (на степень учителей) благодатью Божией, каждый день созываем вас, как духовных детей, в это училище и предлагаем вам спасительное наставление, причем не свои вымыслы сообщаем, но излагаем учение, дарованное нам от Господа в Божественном Писании, — его мы открыто излагаем и постоянно внушаем. Итак, когда мы употребляем все старание и заботливость, и ежедневно ведем вас на путь добродетели, вы же будете оставаться в том же состоянии, то подумайте, какая будет и нам скорбь, и вам осуждение, чтобы не сказать больше? Конечно, нас освобождает от всякой ответственности то, что мы не опустили ничего потребного к вашему назиданию; однако ж, так как мы заботимся о вашем спасении, то и не можем легко переносить (вашей беспечности). И учитель, когда не замечает в ученике никакого плода от своего старания, немало скорбит и болезнует, видя, что напрасно трудится.

(I, 36)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XI. С. 88
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 94

По выходе из Храма нужно размышлять о сказанном здесь; это дает успех делам

Каждый из вас, по выходе отсюда, вместе с ближним, возобновляй в памяти то, что здесь сказано, и, сообщая другому свое, принимай и от него, что тот припомнит. И таким образом собирая все и сохраняя в свежей памяти, уходите домой и там, каждый сам по себе, опять продумывайте эти Божественные уроки, чтобы, им посвящая все заботы и ими занимая свой ум, вы легко могли и победить возмущающие вас страсти, и избегнуть козней диавола. Ведь когда злой тот демон видит, что душа заботится о предметах божественных и об них только непрестанно помышляет, ими занимается, то он не смеет и приблизиться, но тотчас удаляется, гонимый силою Духа, будто огнем каким. Итак, чтобы нам и себе доставить возможно более пользы, и победить этого врага, и получить бóльшую милость от Бога, будем занимать ум свой этими предметами.

Тогда благоуспешны будут все дела наши — трудное сделается легким, кажущееся прискорбным, будет иметь счастливый конец, и ничто здешнее не в состоянии будет печалить нас. Если мы будем заботиться о божественном, то Сам (Бог) позаботится о нашем, и мы переплывем море настоящей жизни с совершенной безопасностью и, путеводимые великим Кормчим — Богом всяческих, войдем в пристань Его человеколюбия.

(I, 47)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XIV. С. 116, 117
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 117–118

Проповедник просит присутствующих передать укор его отсутствующим в Храме

Не знаю, чтó мне говорить сегодня. Видя, что церковные собрания уменьшаются, пророков оскорбляют, апостолов презирают, отцами пренебрегают, а чрез рабов оскорбление переходит и на Господа, хотел бы я сказать обличение, но не вижу здесь тех, которые должны бы выслушать обличение, а (вижу) только вас, для которых такое внушение и увещание не нужно. Впрочем, и при этом нам не нужно молчать, потому что чрез речь мы и своему негодованию на них дадим выход наружу, выразив его словами, и их заставим краснеть и стыдиться, возбудив против них столько обличителей, — всех вас слушателей. Если бы они пришли сюда, то выслушали бы обличение только от нас одних; а теперь убегая от нашего обличения, они услышат все это от вас. Так делают и друзья: когда не найдут самих виновных, то жалуются их друзьям, чтобы эти пошли и передали им сказанное. Так сделал и Бог: оставив согрешивших против Него, Он обращается с жалобой к невинному Иеремии и говорит: видел ли еси, что сотвори ми безумная дщерь Иудова (Иер. 3:6)? Так и мы жалуемся вам на тех, которые теперь отсутствуют, чтобы вы, ушедши отсюда, вразумили их. Кто, в самом деле, может снести такое небрежение? Однажды в неделю собираемся мы сюда, и в этот день не хотят они оставить житейские попечения! А начни кто выговаривать им, они сейчас ссылаются на бедность, на необходимое пропитание, на настоятельные дела, выдумав себе оправдание, которое хуже всякого обвинения. В самом деле, чтó может быть хуже обвинения, когда другое вам представляется более нужным и необходимым, чем дела Божии? Значит, если бы эта отговорка и была справедлива, и тогда им оправдание служило бы, как я сказал, к их обвинению. Но, ведь, это только одна отговорка, предлог и прикрытие лености, в чем вы убедитесь и без моих слов: обличит представляющих такие извинения после, завтрашний день, когда весь город переселится в цирк, когда и домы, и площади опустеют из-за преступного зрелища. Здесь, видите, и главная часть храма не наполнена (народом), а там занимают не только цирк, но и верхние комнаты, и дома, и кровли, и крутизны, и множество других возвышенных мест. Ни бедность, ни недосуг, ни слабость телесная, ни боль в ногах, и ничто подобное не удерживает этой необузданной страсти.

(I, 314а)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Пять слов об Анне
    СЛОВО IV. С. 810–811
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 660–661

Старики, предпочитая Храму цирк, дают тем плохой пример юношам и позорят свои седины

Старики бегут туда быстрее цветущих юношей, и стыдят свои седины, опозоривают возраст, подвергают осмеянию самую старость. Когда они приходят сюда, то, как бы чувствуя тошноту, жалуются на беспокойство и тяготятся слушанием слова Божия, ссылаясь на тесноту, жар и тому подобное. А там, стоя на солнце с открытой головой, и несмотря на то, что их попирают ногами, толкают, наносят им сильные удары и другие бесчисленные неприятности, они бывают веселы, как бы на лугу. Оттого-то у нас города и развратились, что худы наставники юношества. В самом деле, как можешь ты образумить беспорядочного и развратного юношу, когда сам, в старости, поступаешь так легкомысленно, когда сам, за свою долгую жизнь, не насытился еще этим отвратительнейшим зрелищем? Как можешь ты удержать сына, или наказать провинившегося [слугу], или вразумить ближнего, небрегущего о своих обязанностях, когда сам ты в глубокой старости ведешь себя так неблагопристойно? Если случится юноше оскорбить старика, этот сейчас указывает на свой возраст, и бесчисленное множество (других стариков) разделяет его негодование. А когда надобно вразумлять юношей и быть для них образцом добродетели, тогда у них (стариков) нет и помину о летах; напротив, они еще неистовее юношей стремятся к преступному зрелищу. Я говорил сейчас о стариках не с тем, чтобы освободить юношей от обличения и укора, но, чтобы чрез тех предостеречь и этих. Конечно, что неприлично для старика, то тем более неприлично для юноши. И где для старика — великий позор и большой стыд, там для юноши тем более ужасная гибель и глубокая пропасть, чем живее в юношах пожелания, чем сильнее в них пламень, который, лишь только получит хоть немного вещества отвне, зажигает все. Действительно, юноша весьма легко предается похоти и удовольствиям, почему и имеет нужду в бóльшем надзоре, в крепчайшей узде, в надежнейшем ограждении и предостережении.

(I, 314б)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Пять слов об Анне
    СЛОВО IV. С. 812
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 661

Храм и цирк (или театр): сравнение 

Не говори мне, человек, что зрелище доставляет удовольствие; а лучше вразуми меня, не приносит ли оно, вместе с удовольствием, и вреда. И что я говорю о вреде? Оно не доставляет даже и удовольствия, как можешь видеть ясно из следующего. Возвращаясь из цирка, встреться с выходящими из церкви и разузнай обстоятельно, кто получил больше удовольствия: тот ли, кто послушал пророков, принял благословение (от священнослужителя), насладился поучением, помолился Богу о своих прегрешениях, облегчил совесть и не сознает за собою ничего преступного, или ты, который оставил Матерь [то есть Церковь], презрел пророков, оскорбил Бога, ликовал с диаволом, слушал богохульников и ругателей, потратил время пóпусту и напрасно, и не принес оттуда домой никакой пользы — ни телесной, ни духовной? Стало быть, и для удовольствия лучше приходить сюда. Ведь, после театра тотчас является осуждение, обличение совести, раскаяние о сделанном, стыд и позор такой, что не смеешь и глаз поднять. А в церкви все напротив: смелость, свобода речи и безбоязненный со всеми разговор обо всем, что здесь слышали. Итак, когда выйдешь на площадь и увидишь, что все бегут на то зрелище, ты беги тотчас в церковь и, пробыв в ней немного времени, услаждайся надолго словом Божиим. Напротив, если вслед за толпой ты уйдешь в цирк, то, повеселившись немного, будешь скорбеть во весь тот день, и в следующий за ним, и в многие другие, осуждая себя (за свой проступок); а если воздержишься немного, то будешь весел во весь день. Так обыкновенно бывает не только в этом деле, но и во всех других. Порок доставляет кратковременное удовольствие и продолжительную скорбь, а добродетель — кратковременный труд и продолжительную пользу, а вместе удовольствие. Например, помолился ты Богу, поплакал и поскорбел несколько времени на молитве, или даже забавлялся целый день, но потом подал милостыню, попостился, сделал какое-либо другое доброе дело, или, будучи обруган, не отплатил ругательством: сдержав себя таким образом и обуздав свою страсть на одно мгновение времени, ты затем веселишься и радуешься непрестанно, вспоминая о своих добрых делах. А с пороком — совсем иначе: выбранил кто (другого), отплатил (другому) бранью? Пришедши домой, он снедает сам себя, размышляя о словах своих, которые не раз причиняли великий вред. Итак, если ищешь удовольствия, то похотей юных бегай (см.: 2 Тим. 2:22), сохраняй целомудрие и слушай внимательно слово Божие. Говорим вам это для того, чтобы вы, пересказывая об этом тем, которые не пришли теперь в церковь, и постоянно оглашая их этими словами, отвлекали их от всякой дурной привычки и убеждали все делать с надлежащим рассуждением.

(I, 314в)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Пять слов об Анне
    СЛОВО IV. С. 813
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 662

Посещение Храма только в годовые праздники не так похвально

Ведь, у этих людей, которые увлекаются просто и без рассуждения, и самого усердия (к добру) нельзя назвать похвальным. Это обнаружится на следующем собрании. Когда мы будем праздновать Святую Пятидесятницу, стечется такое множество народа, что здесь будет у нас крайняя теснота. Но я не похвалю такого стечения, потому что это будет делом привычки, а не благочестия. Итак, что может быть жальче этих людей, когда и нерадение их так преступно, и кажущееся усердие не заслуживает похвалы? Тот же, кто участвует в этом божественном собрании по любви и здравому рассуждению, тот, конечно, должен делать это постоянно, а не (приходить только) вместе с теми, которые являются сюда лишь в праздник, потом опять уходить, увлекаясь, подобно овцам, без рассуждения.

(I, 314г)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Пять слов об Анне
    СЛОВО IV. С. 813
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 662

Беспорядок в храме

Тогда дома были церквами, а ныне церковь сделалась домом. Тогда и в домах не говорили о житейском, а ныне и в церкви не говорят о духовном. Вы и здесь поступаете, как на торжище; и когда говорит Сам Бог, не только не слушаете слов Его в молчании, а занимаетесь разговорами совсем о других предметах. И пусть бы вы занимались тем, что касается вас самих; нет, — вы говорите и слушаете то, до чего вам и дела нет. Вот о чем я плáчу и не перестану плакать! Я не властен оставить этого дома; нам необходимо оставаться здесь, доколе не отойдем из настоящей жизни.

(I, 483)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XXXII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 9:27–10:15. С. 359
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 385

Идя в Храм, на молитву, нужно соблюдать не одну внешнюю чистоту, но и душевную, особенно языка, он есть рука, коею мы обнимаем колена Божии

Многие, собираясь в церковь, строго соблюдают обыкновение — приходить в чистых одеждах и с обмытыми руками; а о том, чтобы с чистой душой предстать Богу, нимало не заботятся. Говоря это, я не запрещаю умывать руки или лицо, но желаю, чтобы умывали их так, как должно — не водой только, но вместо воды убеляли добродетелями. Нечистоту уст составляют: злословие, хула, ругательство, гневные слова, срамословие, смех, насмешки. Поэтому, если ты сознаешь, что ничего подобного не говорил и не осквернял себя такой нечистотой, то приходи смело. Если же ты тысячекратно допускал себя осквернять этим нечистотам, то чтό трудишься напрасно омывать язык водой, осквернив его пагубной и вредоносной нечистотой? Скажи мне: осмелился ли бы ты молиться, если бы замарал руки в навозе или в грязи? Никак. Между тем, это не причинило бы тебе никакого вреда, а то осквернение пагубно. Итак, для чего ты в делах безразличных опаслив, а в том, что запрещено, нерадив? Что же, скажешь ты, или не должно молиться? Должно, только надобно быть чистым и не оскверненным. Но что, скажешь, если я прежде осквернил себя? Очистись. Каким же образом? Плач, стенай, раздавай милостыню; извинись пред обиженным и чрез то примирись с ним; очисти язык, чтобы более не раздражать Бога. Если бы кто измаранными в грязи руками держал тебя за ноги, умоляя о прощении, ты не только не стал бы слушать его, но и оттолкнул бы ногой. Как же ты сам дерзаешь в такой нечистоте приступать к Богу? Язык молящихся есть рука, которой мы обнимаем колена Божии. Итак, не оскверняй его, чтобы и тебе не сказал Господь: аще умножите моление, не услышу вас. И еще говорится: в руце языка живот и смерть; и еще: от словес своих оправдишися, и от словес своих осудишися (Ис. 1:15; Притч. 18:21; Мф. 12:37). Сохраняй же язык более зеницы ока!… Укрась его кротостью и смирением, сделай его достойным призываемого тобою Бога, наполни благословением и многой милостыней, — можно, ведь, и словами творить милостыню. Лучше, сказано, слово, нежели даяние (Сир. 18:16), и еще: отвещай нищему мирная в кротости (Сир. 4:8). Все остальное время украшай возвещением божественных законов: вся пóвесть твоя да будет в законе Вышняго (Сир. 9:20). Украсив себя таким образом, приступим к Царю и падем на колена не только телом, но и мыслью. Подумаем, к Кому мы приступаем и зачем, что желаем получить? Приступаем к Богу, Которого, созерцая, серафимы отвращают лицо, не имея сил сносить сияния, от лица Которого трепещет земля; приступаем к Богу, Который живет во свете неприступном; и приступаем для того, чтобы Он избавил нас от наказания и отпустил нам грехи наши.

(I, 531)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LI. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 15:1–20. С. 531–533
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 516

Разговорами и неблагочинием в Храме мы обращаем его в стойло

Ныне все извращено и испорчено: церковь ничем не отличается от стойла быков, ослов и верблюдов; и я все хожу, ищу овцы, — и не могу усмотреть. Так все топают и бьют ногами, как будто какие лошади, или дикие ослы; наполняют это место только кучами навоза, — таковы именно их разговоры. Если бы можно было видеть, о чем говорят за всяким священным собранием мужи, жены, — то ты увидел бы, что слова их гаже всякого навоза. Потому умоляю: оставьте этот худой обычай, чтобы церковь могла благоухать миром. Мы наполняем ее ныне только чувственным фимиамом, а о том, чтобы изгнать и истребить духовную нечистоту, и не заботимся. Что же в том пользы? Поистине, не столько бесчестим мы церковь, когда заносим в нее навоз, сколько оскверняем ее тогда, когда разговариваем в ней друг с другом о барышах, о торговле, о корчемстве, о том, что совсем неприлично нам, тогда как нужно бы было здесь присутствовать ликам ангелов, церковь делать небом, и ничего другого не знать, кроме сердечных молитв, молчания и внимания. Исправимся же, по крайней мере, хоть с настоящего времени, чтобы очистить жизнь нашу и наследовать обещанные блага.

(I, 654)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXXXVIII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 27:45–61. С. 873–874
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 781

Храм и скорбь

Подлинно, какая бы скорбь ни возмущала наш дух, когда мы придем в храм, она легко может прекратиться, потому что и теперь Христос присутствует, и приступающий к Нему с верой удобно может получить исцеление.

(I, 669)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания
    С. 48
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III
    С. 61

Усердные посетители Храма, хотя бы и малые числом, ценнее приходящих по привычке в праздник; на зрелища в театры спешат, а в церковь идут нехотя и думают, что делают тем одолжение Богу

Что это? Чем далее простираются у нас праздники, тем малочисленнее делаются собрания? Но не будем нерадивыми мы, присутствующие; собрания делаются меньшими по количеству, но не меньшими по усердию, меньшими по числу, но не меньшими по расположению. Они делаются меньшими, да искуснии явлени бывают в вас (1 Кор. 11:19) для того, чтобы мы узнали — кто приходит в годовой праздник по привычке, кто по любви к божественным изречениям, кто по желанию слушать о духовных предметах. В предыдущий воскресный день весь город был здесь, ограды были наполнены, народ уподоблялся волнам, приливавшим и отливавшим; но для меня ваша тишина вожделеннее тех волн, для меня ваше спокойствие достопочтеннее того шума и смятения. Тогда можно было считать присутствовавшие тела, а теперь — души, исполненные благочестия. Если бы это собрание, малочисленное и состоящее больше из бедных, и то собрание, многочисленное и составленное больше из богатых, — если бы оба эти собрания кто-нибудь захотел положить на весы для взвешивания, то нашел бы, что первое имеет перевес. Вы меньше по количеству, но достопочтеннее по усердию. Так бывает и с взвешиваемыми вещами: если бы кто, взяв десять золотых монет, положил их на одну чашку весов, а на другую чашку сто медных монет, то последние перетянули бы весы в свою сторону; но десять золотых по превосходнейшему свойству своему имеют перевес над ними, как важнейшие и драгоценнейшие по существу своему. Так, немногие по числу бывают драгоценнее и полезнее многих. Но что я представляю вам примеры от обыкновенных предметов, когда нужно привести изречение Божие, свидетельствующее об этом? Что же говорится в нем? — Лучше един праведник, творящий волю Господню, нежели тысяща грешник (Сир. 16:3). Бывает, подлинно часто бывает, один человек равноценен тысячам. И что я говорю? Один человек иногда бывает важнее и достопочтеннее и самой вселенной. Свидетельство на это я представляю из слов Павла. Упомянув о людях бедных, гонимых, оскорбляемых, угнетаемых, он говорит так: проидоша в милотех, в козиих кожах, лишени, скорбяще, озлоблени, ихже не бе достоин весь мир (Евр. 11:37, 38). Что говоришь ты? Ужели мир не стоил их, терпевших лишения и озлобления, и не имевших отечества? Разве ты не видишь, сколь немногих ты противопоставляешь столь многим? Вижу, говорит, потому и сказал я, что мир не бе достоин их. Я хорошо знаю свойства этих монет. Поставив землю и море, царей и правителей, и вообще весь род человеческий, и противопоставив им двух или трех бедных, я смело могу сказать, что эти бедные весят больше. Они были изгоняемы из отечества, но имели отечеством горний Иерусалим; они проводили жизнь в бедности, но были богаты благочестием; они были ненавистны людям, но любезны Богу. Представляя это, я и радуюсь, и скорблю: радуюсь о вас, присутствующих, и скорблю о тех, отсутствующих; очень скорблю, печалюсь и сокрушаюсь сердцем. И кто из людей, самых нечувствительных, не станет скорбеть, видя, что дела диавола удостоиваются большей ревности? Между тем, если бы они удостоивались даже равной ревности (с делами благочестия) и тогда не было бы нам никакого прощения, никакого оправдания; а когда они удостоиваются гораздо бóльшей, то какое остается нам оправдание? На зрелища приглашают каждый день, и никто не ленится, никто не отказывается, никто не ссылается на множество занятий; но, как готовые и свободные от всякой заботы, бегут все: ни старец не стыдится своей седины, ни юноша не боится пламени своей природной похоти, ни богатый не опасается унизить свое достоинство. А когда нужно идти в церковь, тогда, как бы нисходя с какой высокой степени и унижая свое достоинство, он медлит, и идет лениво, и потом надмевается, как будто он сделал какое-нибудь одолжение Богу; в театр же, где он видит и слышит развратное, спешит, не думая унизить ни себя, ни свое богатство, ни благородство. Желал бы я знать, где теперь те, которые в тот день беспокоили нас, — потому что присутствие их было причиной беспокойства; желал бы знать, что они делают, какое дело, более необходимое, чем занимающее теперь нас, заняло их. Но никакого у них нет занятия, а одно только тщеславие. Что же может быть безумнее этого? Для чего ты, человек, высокомудрствуешь и думаешь, что делаешь нам одолжение, если, пришедши сюда, бываешь внимательным и слушаешь то, что относится к спасению твоей души? Для чего это, скажи мне? И чем ты превозносишься? Богатством? Шелковыми одеждами? А того не подумаешь, что они — пряди червей и изобретение иноплеменников, что их употребляют и блудницы, и развратники, и разбойники? Познай истинное богатство и оставь эту надменную и пустую гордость; размысли о тленности своей природы. Ты — земля и пыль, пепел и прах, дым и тень, трава и цвет травный. И такой природой, скажи мне, ты гордишься? Что может быть смешнее этого? Но ты начальствуешь над многими людьми? А что пользы в этом, когда ты, начальствуя над людьми, сам пленник и раб страстей?

(I, 670)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания
    С. 51–53
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III
    С. 67

Присутствующие в Храме и отсутствующие

Когда посмотрю на вашу малочисленность и вижу, что наше стадо уменьшается в каждое собрание, то и скорблю, и радуюсь: радуюсь из-за вас, которые здесь теперь; скорблю из-за тех, которых здесь нет. Вы достойны похвал за то, что не стали беспечнее и от малочисленности; они заслуживают порицания за то, что не возбуждаются к усердию и вашей ревностью. Поэтому и называю вас счастливыми и блаженными за то, что вам нисколько не повредила беспечность тех; а тех почитаю жалкими и оплакиваю за то, что им не принесла никакой пользы ваша ревность.

(I, 689)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания
    С. 136
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III
    С. 143

Храм и, даже, преддверие его дóроги любящему Бога, ибо здесь пристань, дающая безопасность и покой душе

Изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих (Пс. 83:11). Не сказал: изволих жить в дому Бога моего, ни обитать, ни войти, но: изволих приметатися. Я рад, говорит, быть и в числе последних; доволен буду и тем, если удостоюсь войти в преддверие; почту за величайший дар, если меня поставят между последними в доме Бога моего… Любящий желает видеть не только самого любимого, и не только дом его, но и преддверие; и не только преддверие дома, но и улицу, и переулок; и, если увидит хоть одежду или обувь друга, думает, что пред ним сам друг его. Таковы были пророки: так как они не видели бестелесного Бога, то взирали на храм и в нем представляли себе присущим Самого Бога. Изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих. Всякое место, всякий дом, — будет ли то судилище, или сенат, или частный дом, — в сравнении с домом Божиим, есть селение грешников, потому что хоть и там бывают молитвы и моления, но неизбежно бывают также раздоры, и ссоры, и брани, и совещания о житейских делах: а этот дом (Божий) чист от всего этого. Вот почему те места — селения грешников, а это — дом Божий. И как пристань, защищенная от ветров и волн, дает полную безопасность входящим в нее судам, так и дом Божий, как бы исторгая входящих в него от бури мирских дел, дает им стоять спокойно и безопасно, и слушать слово Божие. Это место есть школа добродетели, училище любомудрия. Приди, не только во время собрания, когда бывает чтение Писания, духовное поучение и собор честных отцов; нет, и во всякое другое время приди только в преддверие, — и тотчас отложишь житейские заботы. Войди в преддверие, — и как бы ветерок какой духовный повеет на твою душу. Эта тишина внушает страх и учит любомудрию, возбуждает ум и не дает помнить о настоящем, переносит тебя с земли на Небо. Если же так полезно быть здесь и без собрания, то какую пользу получают здесь присутствующие во время общего собрания, когда Христос стоит посреди, когда Отец одобряет происходящее (здесь), когда Дух Святый сообщает свою радость?

(I, 690)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания
    С. 136–137
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III
    С. 145

Домашние дела не могут оправдать отсутствия в Храме

Те, которые ссылаются пред нами на домашние дела и говорят, будто неизбежная надобность по этим делам удерживает их (от присутствия в церкви), не могут получить прощения, так как призываются сюда только однажды в неделю, — и это видно из Евангелия. Званные на духовное брачное пиршество извинялись вот как: один купил рабочих волов, другой — землю, третий женился; однако ж они наказаны (см.: Лк. 14:18–24). Дела необходимые, но и они не извинительны, когда призывает Бог, потому что все, необходимое для нас, ниже Бога. Сперва честь Богу, а потом уже забота о прочем. Какой слуга, скажи мне, станет заботиться о своем доме прежде, чем исполнит господскую службу? Так не странно ли, по отношению к людям, где господство — голое имя, оказывать господам такое почтение и повиновение, а к истинному Владыке, не только нашему, но и Горних сил, не иметь и такого уважения, какое оказываем подобным нам рабам?

(I, 691)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания
    С. 137
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III
    С. 146

Многочисленность присутствующих в Храме делает их ответственными за отсутствующих

Нисколько, кажется, мы не имели успеха, предложив вам недавно пространную речь о ревности к собраниям (церковным); церковь у нас опять остается без чад. Поэтому опять я принужден быть строгим и тяжелым, — укорять присутствующих, осуждать отсутствующих: последних за то, что они не оставляют своей лености, а вас за то, что нерадите о спасении братий. Я принужден быть тяжелым и строгим не для себя и собственного своего приобретения, но для вас и вашего спасения, которое для меня дороже всего. Кто хочет, пусть огорчается и называет меня тяжелым и бесстыдным; но я не перестану постоянно твердить об одном и том же, потому что для меня нет ничего лучше такого бесстыдства. Может быть, подлинно может быть, что вы, устыдившись если не другого чего, то, по крайней мере, этого, чтобы не слышать непрестанно напоминания об одном и том же, будете когда-нибудь иметь попечение о ваших братьях... Я желал бы точно знать, что вы стараетесь убеждать их, и постоянно ли они остаются в нерадении: тогда я не стал бы беспокоить вас; но теперь боюсь, не от вашей ли небрежности и беспечности они остаются неисправимыми. Невозможно, в самом деле, чтобы человек, непрестанно слушающий увещания и наставления, не сделался лучшим и усерднейшим.

(I, 700)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания
    С. 165–166
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III
    С. 171

Духота, жар и теснота в Храме не оправдывают отсутствия в нем

Не пришедшие в храм могут ссылаться на жар, потому что я слышу, как говорят: теперь сильная духота, несносный жар, мы не можем переносить затруднений и тесноты в толпе, обливаясь пóтом и изнемогая от жара и тесноты. Мне стыдно за таких людей, поверьте; это — отговорки женщин, или — лучше, — отговорки, недостаточные для оправдания и их, у которых тела нежнее и природа слабее… А на торжище, где такой шум, теснота и великий зной, скажи мне, почему ты не жалуешься на духоту и жар? Не можешь ты сказать, что там можно наслаждаться прохладнейшим воздухом, а здесь у нас собрался весь удушливый жар; совершенно напротив, здесь и от лежащих на полу плит и от прочих удобств в устройстве храма, — потому что он поднимается на огромную высоту, — воздух легче и прохладнее, а там везде сильные лучи солнца, великая теснота, дым и пыль, и другие, гораздо бóльшие неприятности. Отсюда видно, что эти безрассудные отговорки происходят от беспечности, от души нерадивой и лишенной пламени Духа.

(I, 702)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания
    С. 167, 168
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III
    С. 175

В Храм нужно приходить с кем-либо из домашних

Сколько здесь, в храме, отцов, с которыми не стоят вместе сыновья их? Неужели тебе трудно было привести с собой и детей?… Если же не прежде, то, по крайней мере, теперь исправьтесь, и пусть приходит в церковь каждый с своим сочленом, и отец сына, сын отца, мужья жен, жены мужей, господин слугу, брат брата, друг друга, пусть побуждают и привлекают в здешнее собрание; или — лучше — не только друзей, но и врагов будем призывать в эту общую сокровищницу благ.

(I, 703)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания
    С. 169
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III
    С. 176

Молитва в Храме делает нас успешными в житейском

Разве ты не знаешь, что, если ты, пришедши, помолишься Богу и примешь участие в здешнем собрании, то предстоящие тебе дела будут гораздо успешнее? Ты имеешь житейские заботы? Для них и приходи сюда, чтобы, приобретши благоволение Божие пребыванием здесь, ты вышел с безопасностью, чтобы тебе иметь Бога помощником, чтобы тебе сделаться непобедимым для бесов при помощи вышней Десницы. Если ты воспользуешься молитвами отцов, примешь участие в общей молитве, выслушаешь божественные изречения, приобретешь помощь Божию, и, таким образом, выйдешь отсюда огражденный этим оружием, то и сам диавол не посмеет взглянуть на тебя, не только что злые люди, которые стараются злословить и клеветать. Если же ты выйдешь из дома на торжище без этого оружия, то легко будешь уловляем всеми врагами. Оттого, многое и в общественных и частных делах идет у нас не по нашему желанию, что мы не о духовном наперед заботимся, а потом о житейском, но извратили порядок. От этого и правильный ход дела извратился, и все у нас исполнилось великого смятения.

(I, 704)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания
    С. 169–170
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III
    С. 177

По выходе из Храма нужно внешним видом являть красоту души, полученную здесь

Хотя бы ты ничего не говорил, но, вышедши из собрания, своим видом, взором, голосом, походкой и всяким другим положением тела показал отсутствующим людям ту пользу, какую ты получил здесь, то этого достаточно для их наставления и увещания. Нам должно выходить отсюда так, как из неприступного святилища, как бы мы сошли с самых небес, став скромными, любомудрыми, говорящими и делающими все благопристойно. И жена, видя своего мужа, возвращающегося из собрания, и отец сына, и сын отца, и слуга господина, и друг друга, и враг врага, — все пусть чувствуют, какую пользу мы получаем здесь; а они почувствуют, если увидят, что вы сделались более скромными, более благочестивыми. Представь, в какие посвящен тайны ты, с кем вместе ты возносишь таинственную песнь, с кем взываешь Трисвятое. Научи находящихся вне, что ты ликовал вместе с серафимами, что ты принадлежишь к высшему сонму, что ты причислен к лику ангелов, что ты беседовал с Господом, что ты обращался со Христом. Если мы так настроим себя, то по выходе отсюда не будем нуждаться в словах для отсутствующих, но по нашей пользе они почувствуют собственную потерю и скоро прибегнут, чтобы получить то же. Видя красоту вашей души, проявляющуюся в самых чувствах, они, хотя бы были нерадивее всех, проникнутся любовью к вашему благообразию. В самом деле, если красота телесная трогает взирающих на нее, то гораздо более благообразие душевное может тронуть зрителя и возбудить к соревнованию. Будем же украшать нашего внутреннего человека, и то, что говорится здесь, будем помнить вне, потому что там особенно благовременно вспоминать об этом.

(I, 706)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания
    С. 172–173
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III
    С. 179
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Храм есть грань, соединяющая небо с землею, есть неотъемлемая стихия, без коего христианин, как рыба без воды

21/XI. Храм Божий есть селение Божие на земле, дом Божий, — здесь Необъятный, Беспредельный Бог как бы объемлется, нисходя от Своей беспредельности в малое вместилище храма, Неосязаемый осязается и вкушается, разумею в тайне Причащения. Храм Божий есть земное небо; есть грань, соединяющая небо с землею: здесь человек познает и чувствует, что он есть образ Божий; что он на земле только гость и пришелец, что он, собственно, есть житель небесный; что он есть член Церкви Божией или богоучрежденного общества спасаемых, что он есть чадо Божие. Здесь, в противоположность миру грешному, он видит только святыню, правду, любовь и милосердие в лицах, изображенных на иконах, и слышит во всех чтениях и песнопениях, — и ничего греховного, как в мире; здесь он, как на небе, вместе с Ангелами славословит Господа, Его вечную славу, Его благость, человеколюбие, щедроты, Его державу и царство. По такому значению храма — он необходим для христианина, как неотъемлемая его стихия, подобно как для рыбы стихия – вода, для птицы — вольный воздух, в коем она летает и в коем живет и дышит.

(X, 882)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 1. Проповеди
    С. 428, 429

Очи Владыки и сердце Его в Храме обращены к каждому из нас

Будут очи Мои ту, и сердце Мое по вся дни (3 Цар. 9:3), — говорится о храме <…> Очи Владыки в храме Божием обращены на каждого из нас, сердце Владыки обращено к каждому из нас! Можно ли требовать большей близости? Самое сердце Владыки обращено ко мне. Иногда стоишь с человеком лицом к лицу, и беседуешь с ним, а сердце его не обращено к тебе и занято чем-либо другим; а тут сердце Божие — все к тебе обращено, вся любовь Его, вся благость, все щедроты Его готовы от Него на тебя излиться по вере твоей.

(X, 963)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 1
    С. 225, 226

Храмовая молитва дает великие милости от Бога

Разве туне молимся ежедневно, или в воскресные и праздничные дни в храме? Нет, но великие и богатые милости получают от Бога все усердно молящиеся: помилование, оставление грехов, ради Бескровной Жертвы, приносимой на алтаре, освящение, избавление от скорбей, умирение душ и утверждение в вере и добродетели. И можно ли туне уйти из храма, из дома Отца щедрот и всякия утехи (2 Кор. 1:3), от Коего свыше сходит всяк дар совершен (Иак. 1:17)? Отчего же многие не ходят, и многие очень редко ходят в храм? Отчего бежат от храма? Что скажете вы о тех детях, кои бегут из дома родительского?

(X, 1095)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 5
    С. 47, 48
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Пыль и сор из Храма святы, их не бросать в мусор

Вытирая пыль и выметая сор из храма Божия, никогда не бросать его так, с небрежением, — «токмо прах Храма Божия свят уже есть!», а бережно собрав его, сжигать в пещи, или бросить в реку проточной воды, или же откидывать в какое-либо особое, а не общее проходное, либо сорное место; точно так же поступая и при мытье чего-либо церковного, мыть токмо в проточной же воде, или же в особой, нарочито только для сего держимой и свято хранящейся посуде; и воду эту сливать то же в особо на то чистое или уготованное место.

(X, 842)
Источники:
  • Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губ. Ардатовскаго уезда с жизнеописанием основателей ея: преподобнаго Серафима и схимонахини Александры, урожд. А. С. Мельгуновой / составил архимандрит Серафим (Чичагов). — Изд. 2-е. — С.-Петербург: Серафимо-Дивеевский монастырь, 1903 (Тип. М. М. Стасюлевича).
    С. 279