Георгий, затворник Задонский

Георгий, затворник Задонский

Все не без греха, но не все оскорбляют Господа, а те, кои грешат по небрежению к заповедям и бесстрашию

  1. Все человеки не без греха; но не все оскорбляют Господа. Одни согрешают по неведению, или по недоумению, или по ошибке, подобно поскользнувшемуся на льду: сии исправляются скорым покаянием, и после того всеми мерами хранят себя от ошибок и неведения, и недоумения, и стараются в разум истины прийти. Другие согрешают по небрежению и невниманию к заповедям Божиим, по презрению, бесстрашию и неверованию той истине, что праведное будет воздаяние комуждо по делам его: таковые умники много надеются на себя, не имея надежды на Сотворшего их, живут по своим пожеланиям в удовольствие плоти своей, и не ужасаются оскорблять Господа Бога. Бедные и страшливые — они боятся маленькой болезни, им приключившейся, тогда как истинные христиане боятся одних грехов, и более для них здесь нет страха, опасаются и маленького греха; ибо, какой бы ни был грех, всякий отклоняет душу от Бога, а потому и нужно исповедание и покаяние, прощение и очищение.
(X, 700)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 2
    С. 362

Блюсти, как бы по дружбе с Грешником, как противником Бога, самому не погибнуть

  1. Если погибающий, зломудрствуя смышлением своим, гордится и противится спасительному воззванию Христову: то блюдение и опасность надлежит иметь и другому, в чем-либо соучаствующему в оскорбительных его поступках против Спасителя Бога Иисуса Христа, чтобы не погибнуть с тварью, презирающею милостивое воззвание своего Творца.
(X, 702)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 2
    С. 376

Были великие Грешники и стали праведны, малые Грешники, — и так умерли во грехе

  1. Видно из Церковной истории, были великие грешники, но, когда перестали грешить и принесли покаяние с плодами добрых дел, то сделались великими святыми; были и малые грешники, но не хотели перестать от мнимых малых грехов своих, отлагая день за день покаяние, — и вдруг постигла смерть, и ад поглотил нераскаянных. В воле каждого — или прилагать грехи, или уклоняться от них и вовсе отсекать их, кто как хочет.
(X, 727)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 3
    С. 634
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Грешник должен быть для себя обвинителем, а не защитником

[Беседа VIII]. Праведник себе самаго оглагольник в первословии (ср.: Притч. 18:17). Что значит: в первословии? Слушай внимательно. В судилищах бывают две стороны: одна обвинителей, другая — обвиняемых, и начало речи предоставляется обвинителю. Но здесь — напротив. Ты, виновный, предвосхить начало речи, чтобы тебе сделаться невиновным; не дожидайся обвинителя. Хотя бы ты принадлежал и к виновным, но прежде, нежели услышишь что-нибудь подобное от обвинителя, сам обвини свои прегрешения.

(II, 685)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1900. Т. VI.
    Беседы на слова пророка Исаии и Иеремии
    С. 480
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VI. С. 188

Ненависть к Грешникам в Ветхом Завете и любовь в Новом Завете

[Беседа XXXIII]. Кто любит, тот никогда не может ненавидеть, чтó бы ни случилось: в этом величайшее благо любви. Почему же Давид говорит: ненавидящих Тя, Господи, ненавидех, и о вразех Твоих истаях; совершенною ненавистью возненавидех я (ср.: Пс. 138:21‒22). Не все в псалмах Давидовых сказано самим Давидом (например, Пс. 136). С другой стороны, от христиан требуется ныне высшее любомудрие… Тогда иудеям заповедано было ненавидеть не только нечестие, но и самих нечестивых, чтобы дружба с ними не послужила им поводом к беззаконию; потому им запрещено было вступать в родственные связи с язычниками и смешиваться с ними, и со всех сторон поставлены были между ними преграды; но теперь, когда Бог привел нас к высшему любомудрию и поставил выше подобной опасности, то заповедует входить в общение и беседовать с ними, потому что нам от них нет вреда, а им от нас бывает польза. Посему Павел заповедал: Вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя  (1 Сол. 5:14).

(II, 1083)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1904. Т. X.
    Беседы на Первое послание к Коринфянам
    С. 336, 337
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. X. С. 282

Надежда на спасение Грешника есть всегда

Но мы, и после всего этого, не будем отчаиваться в их спасении, но сделаем, что зависит от нас: будем говорить им со всей ревностью и терпением, объясняя им и нелепость их заблуждения, и великий вред от него; только никогда не будем терять надежды на их спасение. Можно полагать, что они со временем убедятся, особенно, если мы будем жить так, чтобы не подавать им никакого соблазна.

(I, 23)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА VII. С. 57
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 68

Смерть Грешника — начало мук

Пусть (никто) не считает жалким окончившего жизнь свою на чужбине, преставившегося из этого мира в пустыне. Не он достоин сожаления, а тот, кто умирает во грехах, хотя бы он кончил жизнь на своем ложе, в собственном доме, хотя бы в присутствии своих друзей. И никто не говори мне этих пустых, достойных смеха и безрассудных речей: такой-то умер бесчестнее пса — при нем не было никого из знакомых; не сделано ему и приличного погребения, а на сложенное от разных лиц иждивение устроено то, что нужно для погребения. Не значит это, о человек, умереть бесчестнее пса, потому что какой от того вред потерпел такой человек? То только худо, если он не имел для своего прикрытия одежды добродетели. Что все другое не причиняет никакого вреда добродетельному, убедись из того, что бóльшая часть праведников, разумею пророков и апостолов, за исключением немногих, неизвестно, где и погребены: одни были усечены в главу, другие, будучи побиты камнями, таким образом окончили жизнь, иные, предавши себя самих бесчисленным и разнообразным наказаниям, все пострадали за Христа. Но никто не дерзнет сказать о них, что смерть их была бесчестна, а скажет вслед за Божественным Писанием: честна пред Господем смерть преподобных Его (Пс. 115:6). И как называет оно смерть преподобных «честною», так, послушай, называет оно смерть грешников лютою: смерть, говорит, грешников люта (Пс. 33:22). Хотя бы кто расстался с жизнью в своем доме, в присутствии жены и детей, в собрании родственников и знакомых, но, если не имел добродетели, лютá смерть его. Напротив, стяжавший добродетель, хотя бы умер на чужбине, поверженный на землю, — да и что я говорю: на чужбине или на земле? — хотя бы впал в руки разбойников, хотя бы сделался добычей зверей, честнá будет смерть его. Скажи мне: сын Захарии не во главу ли был усечен? А Стефан, первый украсившийся венцом мученичества, не скончался ли, будучи побит камнями? А Павел и Петр не преставились ли от настоящей жизни, первый, будучи усечен, второй — противоположным Господу образом приняв крестное мучение? И не за то ли особенно они и прославляются, и воспеваются по всей вселенной? Соображая все это, не будем считать жалкими умирающих на чужбине, ни ублажать разлучающихся с жизнью в собственном доме; но, последуя правилу Божественного Писания, поживших в добродетели и так преставившихся будем ублажать, а умирающих во грехах признавать несчастными. Как добродетельный преставляется в лучшую жизнь, получая возмездие за свои труды, так не имеющий добродетели, умирая, уже испытывает начатки мучений, и, отдавая отчет в делах своих, подвергается невыносимым страданиям.

(I, 281)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА LХVI. С. 707–708
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 567

Грешник — хуже мертвеца, но ближние своим участием могут воскресить его и за это получить участие на Вечери Божией

Многие из тех, которые, по-видимому, живут, ничем не различаются от мертвых, когда живут во зле; вернее — они даже хуже мертвецов. Умерый свободися от греха (ср.: Рим. 6:7), говорит апостол. А тот, кто живет во зле, служит греху. Не говори мне, что он не съедается червями, не лежит во гробе, не закрыл глаз и не обвит пеленами. Он большие претерпевает мучения, не потому, чтобы черви съедали его, но потому, что страсти душевные терзают его лютее зверей. А если у него открыты глаза, то и это опять гораздо хуже того, как если б они были закрыты. Глаза умершего ничего не видят худого, а этот, имея открытые глаза, подвергает себя бесчисленным болезням… Но ты не видишь гниения его тела? Что же? Душа его еще прежде тела растлела, погибла и подвергается бóльшему гниению. Тот смердит десять дней, а этот во всю жизнь дышит зловонием, имея уста хуже всяких нечистых мест, — так что они различаются между собой лишь тем, что один подвергается только естественному тлению, а другой к нему присоединяет еще гниение, происходящее от нечестивой жизни, ежедневно вымышляя для себя новые причины растления. Но что важнее, — умершего никто не видит истлевающим и сгнивающим, потому что он имеет гроб своим покровом; а этот смердит повсюду, нося мертвую душу в теле, как во гробе. И если бы можно было увидеть душу человека, живущего в роскоши и нечестии, то ты увидел бы, что гораздо лучше лежать связанным во гробе, нежели быть окованным цепями греховными. Но посмотрим на связанную главу таковых мертвецов. Они беспрестанно пьяны, и у них, на подобие того, как мертвые связываются многими покровами и пеленами, все чувства заключены и связаны. Если же хочешь посмотреть и на руки, то увидишь, что и они так же, как у мертвых, привязаны к чреву и обвязаны не пеленами, а что гораздо хуже, узами любостяжания. Оно не допускает им простираться к милостыне, или к другому какому-либо доброму делу, но делает их бесполезнее рук умерших. Хочешь ли видеть и ноги связанные? Смотри — они также связаны заботами и оттого никогда не могут прибегать в храм Божий… А кто не имеет ни глаз, ни рук, ни ног, ни других членов, тот, как может казаться человеком? Таким образом, можно видеть, что и душа их обвита пеленами, и есть скорее идол, нежели душа. Итак, поскольку они пребывают в бесчувственности, сделавшись некоторым образом мертвыми, то мы приступим к Иисусу, будем молить Его о их воскресении, отвалим камень, развяжем пелены. Как скоро ты отвалишь камень, то есть, отнимешь ту бесчувственность, которую они показывают во зле, то тотчас изведешь их из гроба, а выведши отсюда, гораздо удобнее освободишь их от оков. Когда ты воскреснешь, тогда познает тебя Христос; когда разрешишься от уз, тогда Он призовет тебя и к Своей вечери. Итак, вы, други Христовы, ученики Его, — вы, любящие умершего, приступите ко Христу и помолитесь! Пусть умерший исполнен чрезмерного зловония; сродники не должны оставлять его и в этом случае, но тем более приступать к Богу (чем более умножается тление), подобно как сделали и сестры Лазаревы; должны до тех пор просить, молить и умилостивлять Бога, доколе мы не увидим его живым.

(I, 470)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XXVII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 8:14–22. С. 311–313
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 349

Уста Грешника — стакан нечистот

Тот не погрешит, кто сравнит уста людей, жадно гоняющихся за житейским, со стоками нечистот. Но если кому обидно, что я сравниваю уста людей со стоками нечистот, пусть он знает, что я выразился еще весьма снисходительно. А Священное Писание не наблюдает и этой меры, но употребляет другое, гораздо сильнейшее выражение, говоря: яд аспидов под устнами их, гроб отверст гортань их (ср.: Пс. 5:10).

(I, 579)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXVIII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 21:33–46. С. 699
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 646