Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Граждане лучшие — внимательные к слову Божию

Вы — лучшие из живущих в нашем городе. И точно, первые люди в городе — вы, которые всегда так внимательны и бодры, и неотступно следите за поучениями.

(II, 28 )
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих
    С. 347
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III. С. 336

Мы не Граждане, а путники

Разве ты не знаешь, что настоящая жизнь есть путешествие? Разве ты гражданин? Ты — путник. Понял ты, что я сказал? Ты не гражданин, а путник и странник. Не говорите: у меня такой-то город, а у меня такой-то. Ни у кого нет города; город — горе, а настоящее есть путь. И мы путешествуем каждый день, пока движется природа. А есть ли такой, кто на пути откладывал бы деньги? Есть ли такой, кто на пути зарывал бы золото? Когда ты войдешь в гостиницу, то, скажи мне, украшаешь ли эту гостиницу? — Нет, но ешь и пьешь, и спешишь выйти. Настоящая жизнь есть гостиница. Мы пришли и проводим здесь нашу жизнь; постараемся же выйти с доброй надеждой; ничего не будем оставлять здесь, чтобы не погубить там. Когда ты войдешь в гостиницу, то чтó говоришь слуге? — Смотри: куда кладешь вещи; не оставь чего-нибудь здесь, чтобы не пропало что-нибудь, ни одна мелочь, ни один пустяк, чтобы все принести нам домой. Так и мы в настоящей жизни будем смотреть на жизнь, как на гостиницу, и ничего не будем оставлять здесь, в гостинице, но все понесем в отечество. Ты — путник и странник; или — лучше — ты меньше и путника. Как это? Сейчас объясню. Путник знает, когда он входит в гостиницу, и когда выходит, потому что он властен и выйти, и войти; а я, входя в гостиницу, то есть в настоящую жизнь, не знаю, когда выйду… Зачем же ты увлекаешься этим призраком до безумия? Зачем, оставив истину, прибегаешь к теням?

(II, 45 )
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    Беседа: Когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен и о садах и писаниях, и на слова: стала царица одесную Тебя (Пс. 44:10)
    С. 413
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III. С. 401

Мы Граждане неба, а не земли

[На Псалом 113]. Небо небесе Господеви (Пс. 113:24). Небо называется домом Его потому, что оно есть место, не оскверненное пороком… Так и ты, если не будешь привязываться к земле, но сделаешься ангелом, то скоро войдешь на небо и в отеческий дом, и даже еще прежде воскресения переселишься отсюда и будешь обладать таким достоинством. Как многие из людей, избранных в члены великого сената, и, живя в деревне, носят это звание, так и ты, если захочешь быть гражданином неба, то, и живя здесь, можешь иметь это достоинство.

(II, 547)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1899. Т. V.
    Беседы на Псалмы
    Беседа 24. С. 337
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. V. С.313