Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Это — молитва всех нас, как прокаженных душою

Лк. 17:12. Иисусе, Наставниче, помилуй ны… Святая Церковь ежедневно возносит глас от лица всех нас, болящих греховной проказой: Господи, помилуй! и иногда многократно за один раз: что же? из глубины ли сердца и мы возносим эту краткую, но необходимую для нас молитву? Ведь, эту молитву Святая Церковь именно взяла от прокаженных и приложила к нам, душевно прокаженным. Да, эта молитва для всех нас необходима, как дыхание, как пища. Согрешая непрестанно, мы должны непрестанно каяться, сознавать свою виновность и просить милости у Господа и не возноситься: ибо гордым Бог противится (см.: Притч. 3:34; Иак. 4:6).

(X, 919)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 2. Слова
    С. 695

Самая нужная молитва, она бьет в нашу греховность и гордость

Молитва Господи, помилуй бьет в нашу греховность и вызывает сознание постоянной виновности нашей пред Богом; бьет в нашу гордость и вызывает в размышляющем чувство смирения, которое есть основание христианских добродетелей. Эта краткая молитва есть самая нужная для всякого грешника, как пища и питие его, как врачевство его, как противуядие гордости и нечувствию, как урок смирения.

(X, 1098)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 5
    С. 100

Молитва эта, часто повторяемая в храме, говорит, что хотя мы и грешники, но Божьи, кающиеся, чем и отличаемся от демонов

Господи, помилуй. Мы грешники великие, непрестанно и много согрешающие пред Богом и достойные праведного осуждения; поэтому мы и взываем часто к Богу, по научению Матери своей Церкви Христовой о помиловании: Господи, помилуй, выражая этим: хотя мы и грешники, но смиренные грешники, кающиеся, или — грешные, да Божии. Этим покаянием, этим смирением, этим взыванием к Богу о помиловании мы отличаемся от демонов, или злых духов, кои, согрешив и согрешая без числа, не допускают и мысли о покаянии, по своей гордыне и злобе, и не могут говорить: Господи, помилуй! Что скажут на это наши умники неумные, кои глумятся иногда над Богослужением нашей Святой Церкви за то, что в ней то и дело слышатся: Господи, помилуй, да — подай, Господи! Они забывают, что они грешники, и потому имеют крайнюю нужду в Божией милости, в Божиих дарованиях.

(X, 1117)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 6
    С. 228