Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Господь — утеха для скорбных

[Слово 5]. Господь называется Богом утехи и Богом щедрот  (ср.: 2 Кор. 1:3), потому что Его непрестанная деятельность та, чтобы утешать и призывать скорбящих и сетующих, хотя бы у них было множество грехов. Только предадим Ему себя, только прибегнем к Нему и не будем отступать, и тогда мы на опыте познаем истину сказанного, и ничто случающееся с нами не в состоянии будет опечалить нас, если будем возносить молитву напряженную и усердную; посредством ее мы избавимся от всего, что бы нас ни постигло.

(II, 187)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1895. Т. I.
    Против Аномеев
    С. 535
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. I. С. 747

Господь воцарился, сокрушив царство греха и смерти

[Беседа на Псалом 96]. Господь воцарися (Пс. 96:1). Царство Спасителя двоякое: одно — вечное и безначальное, другое — в конце веков, получающее начало от домостроительства. Прежде, чем воцарился Христос, в мире царствовали другие начала… Первым воцарился в мире грех (см.: Рим. 6:12); потом преемственно воцарилась смерть (см.: Рим. 5:14)… Этим-то, угнетаемым жестокими властителями, благовествует блаженный Давид пришествие Царя своими словами: Господь воцарися, да радуется земля (Пс. 96:1).

(II, 627)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1899. Т. V.
    Spuria. Собеседование о Псалмах
    С. 684
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. V. С. 604

С Господом благопоспешение во всем

Будем заботиться, чтобы всегда иметь с собою Господа, и чтобы Он всегда благопоспешал делам нашим. Кто удостоился этой помощи, тот и среди бед посмеется им и не поставит их ни во что, потому что Господь все творит для него и благоустрояет, во всем споспешествует ему и тяжкое делает легким. Как же можем мы всегда иметь с собою Господа и получать от Него благопоспешение во всем? Если мы будем всегда трезвиться и бодрствовать, будем помнить, что все должно делать с таким тщанием, чтобы никогда не подвергнуться осуждению от Господа, что никому невозможно укрыться от Его неусыпного Ока и что грешник непременно должен подвергнуться наказаниям. Не будем страха человеческого предпочитать гневу Божию. Если какой-нибудь помысел смущает нас, то приведем себе на мысль слова Иосифа: како сотворю глагол сей злый и согрешу пред Богом (ср.: Быт. 39:9), и всякое непозволительное желание тотчас исчезнет. Если бы кто-нибудь увлекался пожеланием плотским, или страстью к деньгам, или другим каким-либо безрассудным удовольствием, то пусть тотчас представить себе, что есть у нас Судия, от Которого не могут укрыться и тайные пожелания. (Поступая таким образом), мы совершенно избегнем козней диавола и получим свыше великую помощь.

(I, 275)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА LXII. С. 670
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 540

Господь — скорый Врач душ и телес

Небесный Врач может, лишь только захочет, исцелить всякую болезнь души и тела. И удивительно то, что Он совершает исцеление не только без труда и путешествия, без издержек и посредников, но и без боли. Он не прилагает к ране железа и огня, как делают другие врачи: Ему достаточно сделать одно мановение, — и всякая скорбь, всякая печаль, всякая болезнь удаляется и убегает. Итак, не станем откладывать и медлить, хотя бы мы были бедны и впали в крайнюю нищету. Не нужно платить деньги, чтобы защититься бедностью. Этот Врач требует в награду не денег, а слез, молитв и веры. Если, имея это, придешь к Нему, непременно получишь, чего просишь, и отойдешь с большой радостью.

(I, 313)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Пять слов об Анне
    СЛОВО III. С. 803
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 654

Господь — милостивый Владыка наш

Имея столь милостивого Владыку, мы раздражаем Его и, раздражая, даже не раскаиваемся в том. Он и во гневе Своем не только не имеет к нам ненависти и отвращения, но и гневается для того, чтобы хотя таким образом привлечь нас к Себе: ведь, если бы Он, будучи оскорбляем, воздавал тебе одними благодеяниями, то ты еще более стал бы презирать Его. Чтобы этого не случилось, Он на время отвращает от тебя лицо Свое, чтобы соединить тебя с Собою на веки.

(I, 392)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XIV. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 4:12–24. С. 147
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 221

Господь ждет случая оказать нам милость Свою

Будем приступать к Богу благовременно и безвременно; или, вернее сказать, безвременно приступать к Нему никогда нельзя. Безвременно приступать — у Него значит не всегда приступать. Того, Который всегда желает давать, благовременно всегда просить. Как дыхание никогда не бывает безвременно, так и прошение; но, напротив, не прошение безвременно. Как мы имеем нужду в дыхании, так и в Его помощи, и если захотим, то удобно привлечем Его к себе. И пророк, показывая и свидетельствуя, что Бог всегда готов благодетельствовать, говорил: яко утро готово обрящем Его (Ос. 6:3). Сколько бы раз ни приступали к Нему, увидим, что Он всегда ожидает прошений от нас. Если же из источника Его милостей мы ничего не почерпаем, то вся вина наша. Укоряя иудеев, Он говорил: милость же Моя яко облак утренний и яко роса рано падающая (ср.: Ос. 6:4). Слова эти имеют такой смысл: хотя Я, с своей стороны все исполнил, — но как знойное солнце при самом восходе прогоняет и облако и росу, так и вы своей великой злобой останавливаете Мою неизреченную щедрость. Впрочем, и здесь вместе действует Промысл: как скоро Бог усматривает нас недостойными благодеяний, удерживает их, чтобы они не сделали нас беспечными. Если же мы, хотя несколько, обратимся, то есть, столько, сколько нужно для того, чтобы узнать, что мы согрешили, — тогда весьма богатые и обильные изливает на нас милости. И чем больше ты приемлешь от Него, тем более Он радуется, и более обильные готовит нам новые благодеяния. Спасение наше и щедрые дары просящим Он считает Своим богатством. Но когда мы не молим, тогда гневается; когда не просим, тогда отвращается. Для того Он и обнищал, чтобы нас сделать богатыми; для того все претерпел, чтобы нас побудить к молитвам.

(I, 455)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XXII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 6:28–34. С. 258
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 307

Господь не воспоминает прежних грехов, когда обращаемся к Нему с покаянием

Когда мы с пламенной любовью обращаемся к Богу, то Он не поминает прежних наших грехов. Бог — не как человек: Он не укоряет уже в том, что прошло, и, когда мы раскаиваемся, не говорит нам: для чего вы столько времени удалялись от Меня? Но уже любит нас, когда мы приходим к Нему, если только приходим к Нему, как должно. Итак, соединимся с Господом — пламенной любовью, пригвоздим страху Его (см.:Пс. 118:120) сердца наши.

(I, 576)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXVII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 21:12–32. С. 687
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 637
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Господь с нами чрез Святые Тайны, иконы, крест и молитву веры

Господь и теперь с нами и творит великие чудеса, хотя, впрочем, не в том видимом образе, как при апостолах, а в другом — в виде Пречистого Тела и Крови Своей, или в виде Таинственного хлеба и вина, так же в святых своих иконах и во святом кресте, или невидимо, посредством молитвы и веры. Впрочем, Сам Господь более ублажает тех, кои не видели и уверовали (см.: Ин. 20:29).

(X, 909)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 2. Слова
    С. 548

Господь свят, и один помысл лукавый лишает нас Его

Господь так свят, так прост в святости Своей, что один помысл лукавый или нечистый лишает нас Его, сладкого и пресладкого, чистого и пречистого мира и света душ наших. Отсюда святые все — свет, все — единое благоухание, как свет солнца, как самый чистый воздух. Господи! даждь ми сию простую святыню!

(X, 994)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 2
    С. 411

Нам можно понуждать Господа остаться в нашем сердце на дольше

Когда ощущаешь сердцем, что Господь творит Себя далечайше ити от твоего сердца, от твоих помышлений, то понуди Его Милосердого, говоря искренно: облязи со мною, яко к вечеру есть, и приклонился есть день моей духовной жизни, и внидет с тобою облещи (см.: Лк. 24: 28, 29), ибо Он милосерд и позволяет понуждать Себя.

(X, 1058)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 3
    С. 770