Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Гордость и самонадеянность вреднее блуда и убийства

  1. Пишешь, гордость и самонадеянность иногда очень беспокоят тебя. Оберегайся этих злых страстей. Из примера святого царепророка Давида видно, что гордость и самонадеянность вреднее прелюбодейства и убийства. Последние привели его к смирению и покаянию, первые довели его до падения, как объясняет он в одном псалме, говоря: рех, не подвижуся во век (ср. Пс. 29:7). По падении же своем совсем иное говорил: червь есмь, а не человек, поношение человека и уничижение людей (ср.: Пс. 21:7).
(X, 407)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 17–18
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Гордость бывает от неразумия

[Слово 4]. Как видя на стене изображение богатого и бедного, мы ни тому не завидуем, ни этого не презираем, потому что видимое нами есть тень, а не действительность; так узнав свойства богатства и бедности, славы и бесчестия, и всего другого печального и радостного, мы будем свободны от смущения, ими производимого. Все это обманчивые тени, и человека возвышенного и благородного не может ничто блестящее и славное надмить гордостью, и ничто смиренное и уничиженное довести до отчаяния.

(II, 239)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1895. Т. I.
    Семь слов о Лазаре
    С. 819
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. I. С. 1009

Гордость опасна, ибо зарождается от доброй совести

Таково зло — гордость: она после многих трудов уничтожает все сокровище добродетели. Прочие грехи обыкновенно происходят от нашей беспечности; а она зарождается в нас, когда мы поступаем правильно. Обыкновенно ничто так не производит гордости, как добрая совесть, если мы не будем внимательны. Потому и Христос, зная, что эта страсть приходит к нам после добрых дел, говорил ученикам: егда сотворите вся, глаголите, яко раби неключими есмы (ср.: Лк. 17:10). Когда будет приступать к вам этот зверь, тогда этими словами, говорит, заприте от него двери. Не сказал: когда исполните все, тогда вы ничего не стоите; но сами вы глаголите, яко неключими есмы; говори, не бойся, не по твоему суду произношу Я приговор. Если ты сам назовешь себя непотребным, то Я увенчаю тебя, как благопотребного.

(II, 671)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1900. Т. VI.
    Беседы на слова пророка Исаии и Иеремии. Беседа 3. На первую (чит. вторую) Паралипоменон, где говорится: возгордилось сердце его (2 Пар. 26:16), также о смиренномудрии, о том, что добродетельному не следует быть самонадеянным, и о том, сколь великое зло — гордость
    С. 397
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VI. С. 113

Гордость — признак нездоровой души

[Беседа I]. Гордость есть знак низкого ума и неблагородной души, кротость же — души высокой и великой… Как в теле иное — полнота и дородность, а иное — опухлость, потому что в том и другом случае тело бывает тучным, но одно происходит от болезни, а другое — от здоровья, так и здесь: иное надменность, — это то же, что опухлость, а иное величие, — это полнота.

(II, 1026)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1904. Т. X.
    Беседы на Первое послание к Коринфянам
    С. 11, 12
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. X. С. 15

Гордость и глупость родственны

[Беседа VII]. Чуждающегося чести все почитают, а ищущего ее презирают, — это потому, что род человеческий по природе как-то любит спорить и противодействовать. Гордость — великое зло. Лучше быть глупым, нежели гордым; у первого обнаруживается лишь глупость, а у последнего хуже — глупость вместе с неистовством. Глупый — зло для самого себя; а гордый — и для других язва. Гордость рождается от глупости; нельзя быть высокоумным, не будучи глупым; кто слишком глуп, тот и горд. [Видех мужа непщевавша себе мудра быти, упование же имать безумный паче его] (Прит. 26:12). В телах, скажи мне, какие части мы называем здоровыми? Те ли, которые слишком вздулись и очень наполнены воздухом и водою, или ровные и имеющие умеренную величину? Очевидно, что последние. Так и душа надменная имеет болезнь хуже водянки, а смиренная свободна от всякого недуга.

(II, 1215)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1905. Т. XI.
    Беседы на Послания к Филиппийцам
    С. 284
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. XI. С. 236

Гордость и тщеславие

Итак, будем, прошу, осторожны, и, если успеем совершить какое-либо духовное дело, постараемся всячески скрывать его от всех в тайниках души нашей, чтобы получить нам похвалу от Неусыпающего ока (Божия), и чтобы из-за славы человеческой и из-за похвал, часто льстивых, не сделаться недостойными славы от Господа. Одинаково пагубно и вредно для нашего спасения как совершение дел духовных ради славы человеческой, так и высокое мнение о совершенных нами добродетелях. Поэтому надобно быть бдительным и осторожным, и постоянно пользоваться пособиями Божественного Писания, чтобы не отдаться в плен этим пагубным страстям.

(I, 162)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XXXI. С. 326
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 284

Свойство Гордости — вносить разделения

Таково свойство гордости: она расторгает союз любви, отделяет людей друг от друга, и всякого, кем она обладает, заставляет жить особо от прочих.

(I, 694)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания
    С. 143
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III
    С. 151

Гордость и отчаяние противны Писанию

Божественное Писание показывает, что и праведники часто падали, и грешники являли великое исправление, чтобы от того и другого мы получали достаточное вразумление, чтобы стоящий (в добре) не предавался беспечности, видя, что и праведники падали, и пребывающий во грехах не отчаивался, зная, как многие (грешники) раскаялись и успели достигнуть самой высокой степени (добродетели). Итак, прошу, никто не гордись, хотя бы и сознавал за собою много добрых дел, но будь осторожен и внимай увещанию блаженного Павла, который говорит: темже мняйся стояти да блюдется, да не падет (1 Кор. 10:12). И нисшедший до самой глубины зол не отчаивайся в своем спасении, но, помышляя о неизреченном человеколюбии Божием, внимай также Богу, говорящему чрез пророка: еда падаяй не возстанет, или отвращаяйся не обратится? (ср.: Иер. 8:4 и еще см.: Иез. 18:23).

(I, 144)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XXIX. С. 295–296
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 260–261

Гордость неразумна и более всего противна Богу

Гордый презирает людей и вместе ищет от них почтения. Что может быть безрассуднее этого? Это что-то загадочное: человек ищет себе почтения от тех, которых почитает за ничто. — Бог ничего так не отвращается, как гордости. Потому-то Он еще изначала так все устроил, чтобы истребить в нас эту страсть. Для этого мы соделались смертными, живем в печали и сетовании; для этого жизнь наша проходит в труде и изнурении, обременена непрерывной работой… Таковы плоды гордости.

(I, 568)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXV. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 20:17–28. С. 669, 671
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 620, 625
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Гордость незаметно проявляется в раздражительности на других

Крепко наблюдай за проявлениями гордости: она проявляется незаметно, особенно в огорчении и раздражительности на других из-за самых неважных причин.

(X, 939)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 1
    С. 83

Гордость сатанинская в том, чтобы сравнивать себя с другими, а не считать себя хуже всех

Проявление в людях сатанинской гордости. Гордость обыкновеннее всего показывает себя в том, что зараженный ею делает себе равными всех или, по крайней мере, многих высших себя по возрасту, по власти, по способностям, и не терпит быть ниже их <…> Надо крайне беречься сравнивать себя с другими в каком бы то ни было отношении, а ставить себя ниже всех, хотя бы ты и действительно был в чем-либо лучше многих или равен весьма многим. Все доброе в нас — от Бога, не наше. (см.: Еф. 2:9). А как чужим добром гордиться и равняться с теми, кои Самим Богом и общественным доверием поставлены выше меня?

(X, 1017)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 3
    С. 526, 527

Гордость бывает от молитвы услышанной, даже от приятия благодати Божией

Пресвятая Троица! сохрани меня от гордости и научи меня смиренномудрию! Ты благостно и скоро внемлешь мне и спасаешь меня; я могу от этой милости возгордиться, Твою безконечную благость и милосердие обратить в предлог к самовосхвалению, якобы я сам достоин такого внимания был, как благо некое сотворивший!

(X, 1020)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 3
    С. 531

Гордость в вере: дерзает ставить себя судьею веры и Церкви, приписывает себе всезнание, равняет себя со святыми, не чувствует милостей Божиих

Гордость в вере проявляет себя тем, что гордый дерзает поставлять себя судьей веры и Церкви и говорит: я этому не верую и этого не признаю; это нахожу лишним, это ненужным, а вот это странным или смешным. Еще гордость в вере обнаруживает себя похвальбой в мнимом знании всего, тогда как весьма мало знает, или совсем слепотствует душевными очами. Это не стоит читать, говорит: известно; этих проповедей не стоит читать: в них все одно и то же, что уже известно мне. Великая степень гордыни человеческой обнаруживается в том, когда простой смертный дерзает сравнивать себя со святыми Божиими, и не видит их великих и дивных совершенств, собственными подвигами приобретенных ими, при содействии благодати Божией, — совершенств, кои Сам Бог увенчал и прославил в них. Он говорит: для чего я буду чтить их, особенно молиться им? Они такие же люди, я молюсь одному Богу, — а не знает того, что Сам же Бог повелевает нам просить за себя молитв праведников. Точию лице его приму (Иов. 42:8). Гордость в вере обнаруживается еще в нечувствии грехов своих, в фарисейском оправдании и самовосхвалении, — в нечувствии милостей Божиих, в неблагодарности Богу за все доброе, — в нечувствии нужды славословия велелепоты Божией. Все, не молящиеся Господу Вседержителю Богу духов и всякия плоти, Животу своему, не молятся по тайной гордости.

(X, 1034)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 3
    С. 640, 641
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Гордость может заменять все грехи

  1. Конечно, ты не имеешь таких грехов тяжких и важных, кои бы тяготили твою душу; но, полагаю, один есть грех — гордость.
(X, 7)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 1. Письма к монашествующим
    С. 37

Гордость наша достаточна для диавола вместо помыслов греха

  1. Как можно за тó смущаться, что духовник спросил о брани? Верно, намерение его было вразумить тебя, как противостоять сей брани, но ты за сие смутилась и представляешь свою добродетель, что не имеешь <…> помыслов. Я этому нимало не удивляюсь, а вижу, на что врагу искушать тебя сими помыслами, когда ты питаешься тщеславием и гордостью не иметь их; с него довольно и того. Как же ты познаешь искусство в духовной брани, когда и не видала оной?
(X, 15)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 1. Письма к монашествующим
    С. 107

Гордость истребляется перенесением укоризн

  1. Тебе нужно истребить страсти: самолюбие, самомнение, гордость, — от коих сильно действует в тебе яростная часть; читай в отеческих писаниях, чем оная истребляется, найдешь, что не тем, когда никто нас не трогает, но, напротив, когда показуют нам оную другие, смотрением Божиим.
(X, 177)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 156

Если не видим в себе Гордости, это признак, что она в нас есть

Еще пишете, что Вы не видите в себе тщеславия и гордости, и желали бы знать признаки оных. Самое то, что не примечаете в себе сих страстей, есть признак, что оне содержат душу Вашу, облекая ее тьмою и мраком, кои, как в видимых предметах, так и в мысленных равно препятствуют видеть предлежащее. Тьма есть отсутствие света. И в духовных вещах, за отсутствием света смирения, мрак гордости покрывает душу.

(X, 338)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 742
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Борьба с Гордостью требует многих лет жизни

Чем, спросил я о. Серафима, истребить гордость и приобрести смирение? Он отвечал: Молчанием. Бог сказал Исаии: на кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого, и трепещущего словес Моих (см.: Ис. 66:2). — Касательно духовной гордости он прибавил еще: проси Бога, чтобы Он продлил твои лета. Этого без труда не сделаешь. Молчанием же большие грехи побеждаются.

(X, 753)
Источники:
  • Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С 60 рис., 8 миниатюрами, 2 пл. (Саров. пустыни и Дивеев. монастыря) и картой путей в Саров / Сост. Л.И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. - Москва : А.Д. Ступин, 1904.
    С. 276