Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Подобия Геенны

Когда бываешь в бане, натопленной сильнее надлежащего, то представь себе огонь геенский; и если когда будешь гореть в сильной горячке, то перенесись мыслию к тому пламени: и тогда будешь в состоянии хорошо понять это различие. Если даже баня и горячка так мучат и беспокоят нас, то что мы будем чувствовать тогда, когда попадем в ту огненную реку, которая будет течь пред страшным судилищем.

(II, 100)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1895. Т. I.
    К Феодору падшему увещание 1-е
    С. 13
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. I. С. 289

Мучения в Геенне — не аллегория

Есть люди, настолько исполненные безумия, что боговдохновенные Писания считают ложными, а суд Божий представляют аллегорией. Я слышал о некоторых, преданных греху и погрязающих в бездне страстей, что Бог угрожает наказаниями за гробом только для того, чтобы устрашить людей; что, конечно, на самом деле Он этого не сделает, но, будучи человеколюбивым, ограничится незначительным наказанием, да и то, главным образом, по отношению к тем, которые совсем Его отвергают… Но скажи мне: почему бы ты не заслуживал быть наказанным за грехи твои? Не предупредил ли тебя Бог обо всем? Не угрожал ли Он тебе? Не устрашал ли? Не употреблял ли тысячи средств для твоего спасения? Не даровал ли тебе баню возрождения и не простил ли всех прежних грехов твоих? Не дал ли тебе пособия в покаянии? Не облегчил ли тебе способов получить прощение в грехах, соделанных и после этого? Итак, выслушай, что заповедал Бог. Если будешь прощать грехи ближнему, то и Я, говорит Он, прощу тебе. Разве это неудобно? (см.: Ис. 1:18) Разве это трудно? Глаголи ты беззакония твоя, да оправдишися (ср.: Ис. 43:26). Какая в этом тягость? Грехи твоя милостынями искупи  (Дан. 4:24). Какой в том труд? Мытарь сказал: милостив буди мне грешному, и сниде оправдан (ср.: Лк. 18:13,14). Трудно ли подражать мытарю? Но и после всего этого ты не хочешь убедиться, что есть и казнь, и мучение. — Если бы Богу никакого дела не было до нас, грешим ли мы или подвизаемся в добре, то может быть было бы некоторое основание сказать, что наказаний нет. А если Он так заботится о том, чтобы мы не грешили, и такие употребляет меры, чтобы мы соблюдали заповеди, то очевидно, что Он и согрешающих наказывает, и делающих добро увенчивает. И заметь при этом, какая нелепость. С одной стороны, жалуются на Бога, что Он часто бывает долготерпелив и равнодушно взирает на то, что многие злодеи, плотоугодники, притеснители остаются без наказания, а с другой — горько и сильно ропщут на то, что Бог угрожает им наказанием. Но если последнее огорчает их, то первое они должны бы одобрить и восхвалить. О, безумие! Любовь к удовольствиям рождает все эти учения. А если бы рассуждающие таким образом возлюбили добродетель, то скоро уверились бы в геенне, и не стали бы сомневаться.

(II, 838)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1902. Т. VIII.
    Spuria. Беседа о втором пришствии Господа нашего Иисуса Христа, и на слова: Все мы предстанем на суд Христов. И каждый из нас за себя даст отчет Богу (Рим. 14:10, 12)
    С. 782, 785, 787
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VIII. С. 622

Тяжесть будущих мучений в Геенне

[Беседа IV]. Говорят: что же, если и я и он вместе будем терпеть там одно и то же, то в этом уже немалое утешение… Но здесь ровно нет никакого утешения, потому что одинаковость страданий в том только случае может быть утешением, когда беды еще не превосходят меры; когда же они превосходят ее, когда повергают нас в ужас, тогда уже никакое сравнение своих бед с бедами других не доставит утешения. В самом деле, скажи осужденному на сожжение, — в то время, когда он стоит уже в огне, — что вот и такой-то терпит тоже: ты этим не доставишь ему ровно никакого утешения.

(II, 1159)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1905. Т. XI.
    Беседы на Послание к Ефесянам
    С. 40
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. XI. С. 36

Мучение Геенны в мысли о лишении Царства

[Беседа IV]. Пусть не будет геенны: одна мысль о Царстве, которого ты лишился, и которым другие наслаждаются, разве не может поразить тебя и расстроить окончательно? А что это действительно будет так, в этом могут достаточно убедить тебя и жизнь, и опыт.

(II, 1160)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1905. Т. XI.
    Беседы на Послание к Ефесянам
    С. 41
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. XI. С. 37

Диавол и Геенна возбуждают нас от беспечности к подвигам для получения венцов

И чему дивишься, что Он оставил диавола по Своей попечительности о нашем спасении, для того, чтобы пробуждать нашу беспечность и доставлять нам повод к получению венцов? Он самую геенну уготовал для того, чтобы страх наказания и нестерпимая тяжесть мучений побуждали нас (стремиться) к Царствию. Видишь премудрое человеколюбие Господа? (Видишь), как Он употребляет все меры к тому, чтобы не только спасти созданных Им, но и удостоить неизреченных благ? Для того Он и даровал нам свободную волю и вложил в природу и в совесть нашу познание зла и добродетели, и попустил быть диаволу, и угрожает геенной, чтобы мы не испытали геенны, но получили Царствие. И что дивишься, что Он употребил все эти и весьма многие другие меры для этой цели? Сый в лоне Отчи благоизволил принять зрак раба (ср.: Флп. 2:6−7).

(I, 115)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XXIII. С. 224
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т.IV
    С. 205

Оскорбить Бога ужаснее Геенны

Хотя многим геенна и кажется ужасной, но я никогда не перестану вопиять, что оскорбить Христа — мучительнее и ужаснее самой геенны, и вам советую прийти в то же чувство. Тогда мы и геенны избавимся, и будем наслаждаться славой Христовой.

(I, 495)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XXXVI. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 11:1–6. С. 401
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 419

Геенна — страдания в ней вечны

Как сосланные в рудники отдаются под власть людей немилостивых, и не могут видеть никого из своих домашних и друзей, а только видят своих надзирателей, — так будет и тогда, и еще не так, а несравненно хуже. Здесь еще можно прибегнуть к царю и умолить его, и таким образом снять с осужденного оковы, а там это уже невозможно. Из ада никого не выпускают, и заключенные там вечно горят в огне и претерпевают такое мучение, которого и описать невозможно. Если никакое слово не может выразить и тех лютых страданий, какие терпят люди, сжигаемые здесь, то тем более неизобразимы страдания мучимых там. Здесь, по крайней мере, все страдание оканчивается в несколько минут, а там палимый грешник вечно горит, но не сгорает.

(I, 510)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XLIII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 12:38–45. С. 458
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 462

Общность мучений Геенны не уменьшает тяжести их

Как нелепо считать утешением ту мысль, что наказываются все грешники вместе, и говорить: как все, так и я! Что уже говорить о геенне? Представь себе только одержимых болезнью в ногах и укажи им в то время, как они терзаются чувством жестокой боли, на тысячу других людей, страждущих еще более, чем они. Они и не поймут тебя, потому что сильная боль не дает ни малейшей свободы размышлению, чтобы можно было подумать о других и найти в этом утешение. Итак, не будем питать себя такими пустыми надеждами. Извлекать себе утешение из бедствий, претерпеваемых ближним, можно разве только тогда, когда собственные страдания довольно сносны; но когда мучение выходит из границ, когда вся внутренность кипит, когда душа и себя самой уже узнать не может, — тогда откуда почерпнет она утешение?

(I, 511)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XLIII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 12:38–45. С. 459
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 462