Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Ходят к Гадателям по искушению противной силы, подвергая себя епитимье и отлучению от Причастия

  1. К угадчице вперед не советую Вам ходить, чтобы Вам не подвергнуть себя шестилетней епитимье и отлучению от приобщения Святых Таин, как сказано в правилах Кормчей. В житиях святых нигде не видно, чтобы они гадали на чем-либо, и угадывали разные покражи и поджоги. Из жития преподобного Никиты (31 января) видно, что это делается по искушению противной силы, с своими зловредными расчетами.
(X, 519)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 91‒92
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Гадатели иногда говорят правду от лукавого в погибель нам

[Беседа III]. В нашей власти и обижать себя самих и не обижать; а другой никто не властен. И если хотите, мы объясним это самим воровством. Вор проломал стену, вломился в сокровищницу, унес многоценные золотые сосуды и дорогие камни, словом: все сокровище похитил, и не был пойман. Случай неприятный, по-видимому наносящий вред, но на самом деле нет, — и от тебя зависит обратить это или во вред или в прибыль… Подобно тому, как между художниками опытный в искусстве употребляет данное вещество, как должно, а неопытный только портит и делает себе убыток, так бывает и в подобного рода обстоятельствах. Итак, каким образом будет прибылью? Если ты будешь благодарить Бога, если не будешь горько плакать, если будешь говорить словами Иова: Господь даде, Господь отъя; наг изъидох от чрева матере моея, наг и отъиду (ср.: Иов. 1:21). Что ты говоришь: Господь отъя? Вор отъя: и как же, говоришь, ты можешь сказать: Господь отъя? Не удивляйся. И Иов о том, что отнял диавол, говорил: Господь отъя. Если же он дерзнул так сказать, то как же не сказать тебе, что Господь отъя то, что взял вор? Скажи мне, кому ты более удивляешься? Тому ли, кто истощил свое имение на бедных, или Иову — за эти слова? Ужели он, не подавая тогда (то есть среди страданий) милостыни, заслуживает менее в сравнении с тем, кто подавал? Не говори: я не заслуживаю милости; это случилось не по моей воле; вор взял, когда я и не знал, и не хотел того: какая будет мне награда? И у Иова взял, когда он не знал и не хотел. Тем не менее, он совершил подвиг. И тебе можно получить такую же награду, какую получил бы ты, раздав свое имущество добровольно. И мы по справедливости более удивляемся тому, кто переносит обиды с благодарением, нежели тому, кто добровольно раздает имение… Так потеря обращается в прибыль, и диавол не только не повредит тебе, но еще послужит к пользе. Но когда происходит тяжкий вред? Тогда, когда ты причиняешь вред своей душе… Если, например, ты ходил к гадателям… Демон, зная, что ты неравнодушно переносишь потерю денег, из-за них отрицаешься и Бога, возвращает тебе их опять для того, чтобы вновь иметь повод обольстить тебя. Но не удивляйтесь, если бы и сказали гадатели, где деньги. Демон бестелесен, он всюду обходит, сам он вооружает грабителей… Следовательно, знает, где прячут деньги, — ему нельзя не знать своих слуг. Это и неудивительно. Если увидит, что ты скорбишь о потере, то причиняет тебе и другую. Если же увидит, что ты посмеиваешься и презираешь, то уступит с этого пути… У тебя случилась покража? Подавай милостыню, и этим ты облегчишь свое горе… Сделайте опыт, если не верите, — сделайте опыт, и узрите славу Божию. Когда постигнет тебя что-либо прискорбное, подай тотчас милостыню, возблагодари Бога за то, что случилось, — и ты увидишь, какая радость наполнит душу. Польза духовная, хотя бы и малая, такова, что может покрыть всякий вещественный ущерб. Пока ты имеешь что-либо подать Христу, ты богат. Скажи мне, если бы к тебе ограбленному подошел царь и протянул руку, желая что-нибудь принять от тебя: ужели ты не почел бы себя богаче всех, когда и при такой бедности царь не стыдится тебя?

(II, 1255)
Источники:
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам (Солунянам)
    С. 502, 503, 504
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. XI. С. 414

Гадатели не знают будущего, но овладевают нашей душой

[Беседа VIII]. Не будем верить нелепостям, каковы все предсказания волшебников. Но как же, скажешь, чтó они говорят, тó и сбывается? Потому и сбывается, что ты веришь, если только сбывается. Волшебник овладевает тобою, делается господином твоей жизни и располагает ею, как хочет… Как скоро ты пришел, как скоро стал спрашивать, то уже и сделал себя рабом его, потому что спрашиваешь, как верующий в него… Если они имеют какую-нибудь силу предведения, то приведи их ко мне, верующему. Говорю это не с тем, чтобы превозносить себя: не стоит превозноситься тем, что я не верю им. Я многогрешен; но пред ними не стану смиряться и, по благодати Божией, смеюсь над всеми ими. Приведи ко мне волшебника; если он имеет какую-нибудь силу предведения, то пусть скажет, что случится со мною, что будет со мною завтра. Но он не скажет, потому что я нахожусь под властью Царя, а волшебник не имеет надо мною никакой власти и силы; я далек от его сетей и оврагов; я служу Царю.

(II, 1331)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1905. Т. XI.
    Толкование на Второе послание к Тимофею
    С. 818
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. XI. С. 648