Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Жертвы иудейские

[Слово 4]. Бог позволил иудеям жертвы уже после того, как они совершили праздник в честь злых демонов, как бы так говоря им: вы беснуетесь и хотите приносить жертвы; так приносите их, по крайней мере, Мне. Впрочем, и позволив это, Он не навсегда дал такое позволение, но премудрым способом опять отнял его… Он заключил все богослужение в одном месте, будучи вездесущим и все наполняя… И вот что удивительно и странно: вся вселенная открыта иудеям, и нигде на ней не позволено приносить жертв; один Иерусалим недоступен, а в нем только и позволялось им приносить жертвы. Итак, не ясна ли и не очевидна ли, даже для самых несмысленных, причина разрушения Иерусалима?… Бог, сделав город как бы связию (иудейского) богослужения, и потом разрушив его, этим самым разрушил и все остальное здание того богослужения.

(II, 214)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1895. Т. I.
    Против иудеев
    С. 678, 679
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. I. С. 880

Пророчества о судьбе иудеев

[Слово 5; изложено своими словами]. Причина предсказаний пророков о будущей судьбе иудеев была та, чтобы уверить этот вероломный народ в промышлении о них Господа. Иудеи склонны были благодеяния Божии приписывать демонам (см.: Иер. 44:16‒18). Посему пророк Исаия заранее возвещает будущее, записывает слова свои в новую книгу, даже делает это при свидетелях (см.: Ис. 8:2) и ясно сам указывает на цель своего пророчества (см.: Ис. 48:4‒5).

(II, 218)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1895. Т. I.
    Против иудеев
    С. 688, 689
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. I. С. 890

Пленения иудеев; Настоящее рассеяние их

[Слово 6; изложено своими словами]. Иудеи претерпели три пленения: египетское, вавилонское и при Антиохе Епифане. Все три плена были им заранее предсказаны, при чем было точно обозначено место и время каждого плена. Настоящее пленение, четвертое, претерпеваемое иудеями теперь, хотя предсказано было пророком Даниилом, но без обозначения конца плена и даже с указанием, что это рабство будет тяготеть над ними до скончания века. Таковое пророчество и сбывается на наших глазах. Три раза — при Адриане, Константине и Юлиане — они пытались восстановить свой храм, но были останавливаемы сперва воинами, а потом — чудесным огнем. Отчего же прежние плены иудеев оканчивались, а этот последний не имеет конца? Сами иудеи обычно говорят, что за грехи их Бог наказывает. Но и прежде они грешили, блудодействовали, кланялись идолам; однако тогда Господь терпел их беззакония и давал им манну, покрывал облаком, путеводил столпом. Нет, истинная причина того, что Бог отвратился от иудеев, — это распятие ими Христа. Когда они оскорбляли рабов — Моисея, Исаию, Иеремию — то еще были терпимы; когда же распяли Владыку пророков, то исполнили уже меру своего беззакония. Иудеи говорят, что распяли Христа, как обманщика и беззаконника, но тогда им надлежало бы ожидать милости Божией за ревность о правде. Если Финеес, умертвив одного кого-то, совершенно прекратил этим гнев Божий на народ (см.: Пс. 105:31), то и с ними так должно бы случиться, если бы Распятый ими был беззаконник. — Теперь иудеи воздерживаются от прежних грехов — хранят субботу (а за это им была обещана Богом пощада – Иер. 17:21), не проливают крови детей — и все же не имеют избавления; Господь не желает оказать им милость, даже ради славы имени Своего, как делал это прежде (см.: Иез. 36:22‒32). Иудеи говорят, что бедствия причиняют им люди, а не Бог. Но люди без воли Божией не могли бы причинить им никакого зла, как это показывает история многих войн их. Кроме того, если бы бедствия иудеев были делом человеческим, то зачем прекратился у них ряд пророков? Люди могли разрушить храм, но не могли отнять у них благодати; пророки же могли бы у них быть и без храма, как Иезекииль и Даниил. Очевидно, за Распятого иудеями, Господь отвратился от них.

(II, 219)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1895. Т. I.
    Против иудеев
    С. 706
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. I. С. 906

Евреи и Антихрист

Касательно пришествия антихриста Павел высказывает и ту причину, чтобы устранить всякую возможность извинения для иудеев. Какое бы могли иметь извинение те, которые, не приняв Христа, стали бы веровать в антихриста? Поэтому и говорит апостол: да суд приимут вси не веровавшии истине, но благоволившии в неправде  (2 Фес. 2:12), то есть антихристу… Так же Христос, укоряя евреев, предсказывал, говоря: Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене: аще ине приидет во имя свое, того приемлете (Ин. 5:43).

(II, 72)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    Беседы на разные места Священного Писания. Беседа: К тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев
    С. 529
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III. С. 509

Евреи не имеют царя

Не имамы царя, токмо кесаря (Ин. 19:15). Кто же путеводил вас в пустыне? Или кто питал? К кому восклицает Моисей, говоря: Господь царствуяй веки, и на век, и еще (Исх. 15:18)? Итак, после того, как вы отреклись от своего Царя, — останьтесь на будущее время без царя, влача вечное ярмо рабства. Это совершено до данного часа.

(II, 469)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1896. Т. II.
    Spuria. На святую и великую пятницу
    Т. II. С. 885
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. II. С. 815

Евреи и христианство

[Слово 1]. Если бы кто убил твоего сына, скажи мне, ужели ты мог бы смотреть на такого человека, слушать его разговор? Не избегал ли бы ты его, как злого демона? Иудеи умертвили Сына твоего Владыки; а ты осмеливаешься сходиться с ними в одном и том же месте? Умерщвленный (Иисус Христос) почтил тебя так, что сделал Своим братом и сонаследником, а ты столь бесславишь Его, что уважаешь убийц и распинателей Его, и угождаешь им участием в их праздниках, ходишь в скверные места их собраний и участвуешь в бесовской трапезе?

[Слово 4]. Как ты думаешь спастись, уклоняясь к иудейским беззаконным обычаям? Разве ничтожно различие между нами и иудеями? Разве спор у нас о пустых вещах, так что можно считать за одно и то же (и христианство и иудейство)? Что ты соединяешь несоединимое? Они распяли Христа, Которому ты поклоняешься: видишь, какое различие! Как же бежишь к ним, убийцам, ты, говорящий о себе, что поклоняешься Распятому?

(II, 205, 213)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1895. Т. I.
    Против иудеев
    С. 647, 648, 672
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. I. С. 854; Т. I. С. 875

Евреи (иудеи) наказаны не все, не сразу и именно чрез рассеяние, да видят везде славу Распятого

Враги Христа говорили: кровь Его на нас и на чадех наших (Мф. 27:25), а Христос не так поступил, но умоляя Отца, говорил: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят (Лк. 23:34). Если бы кровь Его была на них и на детях их, то из числа детей их не были бы апостолы, также не уверовали бы вдруг три тысячи и пять тысяч. Видишь ли, как они были жестоки и бесчеловечны к своим детям и отрекались от самой природы, а Бог был человеколюбивее всех отцов и любвеобильнее матерей? Кровь Его была на них и на детях их, но не на всех детях, а только на тех, которые были сынами их не по преемству природы, а по произвольному безумию. Заметь еще благость и человеколюбие Божие и с другой стороны. Он не тотчас навел на них наказание и бедствия, но спустя сорок и более лет после Креста. Сам Спаситель был распят при Тиверии, а город их взят при Веспасиане и Тите. Почему же Он медлил столько времени? — Он хотел дать им время для покаяния, чтобы они оставили свои грехи и загладили преступления. Но, так как они, и получив время для покаяния, остались неисцельными, то Он, наконец, навел на них наказание и бедствия, и, разрушив город, изгнал и рассеял их по всей вселенной, впрочем, показав и в этом Свое человеколюбие. Он рассеял их для того, чтобы они видели, как распятому ими Христу поклоняются по всей вселенной, чтобы, видя поклонение, воздаваемое Ему от всех, и познав Его силу, они сознали чрезмерность собственного нечестия и, сознав, обратились к истине. Так самое изгнание было для них назиданием и наказание — вразумлением, потому что, если бы они остались в земле иудейской, то не убедились бы в истинности пророков. А что говорили пророки? Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли (Пс. 2:8). Поэтому иудеям надлежало достигнуть пределов земли, чтобы увидеть собственными глазами, как Христос обладает и пределами земли. Также другой пророк говорит: и поклонятся ему кийждо от места своего (Соф. 2:11). Поэтому надлежало им рассеяться по всем местам земли, чтобы увидеть собственными глазами, что каждый поклоняется Ему с места своего. И еще другой сказал: наполнится земля вѐдения Господня якоже вода многа для покрытия морей (ср.: Авв. 2:14). Поэтому надлежало им разойтись по всей земле, чтобы увидеть ее исполненной ведения Господня, и моря, то есть эти духовные церкви, исполненными благочестия.

(I, 682)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания
    С. 99–100
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III
    С. 111
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

В пустыне Евреи желали, чтобы все было по их воле, такова слепота страстей

Смотри на странствование Евреев по пустыне в Землю обетованную и — поучайся из него тому, чему хочет тебя научить Бог их примером. Несмотря на величайшие, непрерывные благодеяния Божии, они роптали на Бога при малейшей неудаче, при малейшем испытании, как будто все должно было быть по их воле, а Бог Свою волю должен был подчинить их воле. Такова слепота страстей! Такое самолюбие человека!

(X, 1123)
Источники:
  • Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). - С.-Петербург : ред. журн. "С.-Петерб. духов. вестн.", 1900.
    С. 3