Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Любовь к Епископу

Для меня блистательнее всякой диадемы и почтеннее венца — быть везде вместе с этим родителем (Антиохийский епископ Флавиан); это для меня и украшение и безопасность: украшение, потому что я так расположил его к себе и привлек к своей любви, что он никак и никогда не хочет явиться без своего сына; безопасность, потому что, присутствуя и видя меня подвизающимся, он, конечно, окажет нам и помощь своими молитвами.

(II, 37)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания. Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: Егда же прииде Петр во Антиохию, в лице ему противустах, яко зазорен бе (Гал. 2:11).
    С. 384, 385
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III. С. 372

Грех поставляющих недостойных пастырей (Епископ)

[Слово четвертое]. Если желающие купить невольника показывают его врачам и требуют поручителя за продаваемого, и расспрашивают соседей, и после всего этого не решаются купить, но требуют еще долгого времени для испытания, то не безрассудно ли, что намеревающиеся назначить кого-нибудь на такое служение свидетельствуют и присуждают просто и как случится, как покажется кому-нибудь, в угождение, или по вражде к другим, не делая никакого другого испытания?

(II, 163)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1895. Т. I.
    О священстве
    С. 442
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. I. С. 663

Епископ — владыка честнее царя

[Беседа 3]. И епископ — владыка, и владыка честнейший царя: священные законы предали и подчинили его рукам даже царственную главу; и когда нужно бывает испросить какое-нибудь благо свыше, то, обыкновенно, царь прибегает к святителю, а не святитель к царю. И он имеет броню правды, имеет и препоясание истины, имеет и более великолепную обувь благовествования мира (Еф. 6:15), имеет и меч, не железный, но духовный, имеет и венец на главе. Это всеоружие его блистательнее, эти доспехи славнее, дерзновение тверже, сила могущественнее. Таким образом, и по высоте власти, и по величию своей души, а прежде всего другого — по надежде на Бога, он будет говорить к царю с великим дерзновением и благоразумием.

(II, 254)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1896. Т. II.
    Беседы о статуях
    С. 46
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. II. С. 50

Проповедь в присутствии Епископа

[Беседа 2]. Исаак, пожелав некогда вкусить снедь из рук сына, выслал его из дома на ловлю; а наш Исаак (то есть Епископ Флавиан), пожелав принять снедь из наших рук, не нас выслал из дома, но сам притек к нашей трапезе. Что может быть любвеобильнее, что смиреннее его, удостоившего показать столь пламенную любовь и соизволившего так снизойти? Потому и мы, хоть и потеряли и силу голоса и крепость ног от утренней беседы, увидев отеческое лицо, тотчас забыли слабость, отринули усталость, окрылились радостью; увидели светлые седины — и душа исполнилась света! Поэтому и предлагаем трапезу с охотою, чтобы он, вкусив, благословил нас. Здесь нет подлога и обмана, как там. Тогда велено было принести одному, а принес другой; нет, мне и приказано принести, я и принес. Благослови же нас, отец, благословением духовным, которое все мы желаем получать всегда и которое полезно не только тебе, но и мне, и всем этим (то есть предстоящим); умоли общего нашего Владыку, да продлит Он жизнь твою до глубокой старости Исаака: это и для меня, и для этих дороже и необходимее росы небесной и тука земного.

(II, 324)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1896. Т. II.
    Беседы о диаволе
    С. 288, 289
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. II. С. 257

Епископ носит тяготы всех и подлежит приговору всякого

[Беседа III]. Мы домогаемся епископства, не как обязанности управлять другими и заботиться о братиях, а как чести и покойной жизни. А если бы ты знал, что епископ должен принадлежать всем и носить тяготы всех, что остальным, когда они гневаются прощают, а ему — никогда, что прочих, если они согрешат, охотно извиняют, а его — нет, — ты не добивался бы этого начальства, не стремился бы к нему. Епископ подлежит приговору всякого, суду всех — и мудрых, и неразумных; каждый день, каждую ночь он изнуряется в заботах; у него много недоброжелателей, много завистников. Не говори мне о тех, которые во всем угождают, которые хотят спать, которые идут на это дело, как на покой, — не о них речь, но о тех, которые бдят о душах ваших, которые спасение подчиненных предпочитают своему собственному. Скажи мне: если тот, кто имеет десятерых детей, которые подвластны ему и всегда живут вместе с ним, принужден бывает непрестанно о них заботиться, — то каким следует быть тому, у кого так много лиц, не подчиненных ему, не живущих вместе с ним, но свободно располагающих собою? За то, скажешь, он пользуется честью. Какою честью? Самые последние нищие поносят его на площади… И опять, не подавай он всякому, — и тем, кто проводит время в праздности, и тем, кто трудится, — тысячи упреков со всех сторон; никто не боится обвинить и оклеветать его. Осуждать мирских начальников боятся; а этих (епископов) — нет, потому что страх Божий у таких людей не имеет никакой силы. А что сказать касательно заботы о слове и об учении? О трудности при рукоположениях? Не вселенною ли управляет царь, между тем как епископ — одним только городом? Но заботы последнего настолько же больше, насколько воздымающееся и беснующееся море различается от речной воды, приводимой в движение лишь ветром. Отчего бы это так? Оттого, что там много помощников, и все делается по закону и по указу; а здесь нет ничего такого, и нельзя приказать по своему усмотрению. Но, если будешь действовать сильно, прослывешь жестоким; а если не сильно — холодным. Надобно совмещать и то, и другое, так, чтобы и не быть в пренебрежении, и не заслужить ненависти. С другой стороны, и самые дела здесь особенно трудны. Как многих епископ вынужден бывает огорчать, волею или неволею! Как со многими вынужден бывает поступать сурово, хотел бы того, или не хотел! Говорю не иначе, а именно так, как думаю и чувствую. Не думаю, чтобы в среде священников было много спасающихся; напротив, гораздо больше погибающих, и именно потому, что это дело требует великой души. У епископа много нужд, которые заставляют его выходить из своего дома; ему нужны тысячи глаз со всех сторон. Не говори мне: согрешил пресвитер или диакон, — вина всех их падает на главу рукоположивших… Епископу нельзя грешить тайно… Рассердится ли он, посмеется ли, захочет ли дать себе отдых сном, — является много насмешников, много соблазняющихся, много законодателей, много таких, которые припоминают прежних епископов и осуждают настоящего; и это делают не потому, что хотят похвалить тех, — нет, — вспоминают о прежних епископах и пресвитерах только для того, чтобы уязвить этого… С какою ты будешь совестью, если ты домогался этого сана или сам собою, или чрез кого-нибудь другого?… Подумай, чему подвергся Симон? Что нужды, что ты не даешь серебра, но, взамен серебра, льстишь и употребляешь разного рода происки и хитрости? Сребро твое с тобою да будет в погибель  (Деян. 8:20), — сказано было ему; и этим людям также будет сказано: домогательство ваше да будет с вами в погибель за то, что вы вздумали приобресть дар Божий происками человеческими.

(II, 857)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1903. Т. IX.
    Беседы на Деяния Апостольские
    С. 37, 38, 39, 40
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IX. С. 39

Епископ готов отказаться от власти, лишь бы Церковь была едина

[Беседа XI]. Я говорю и свидетельствую, что производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси… Если же кто думает огорчить нас и мстить нам таким образом, то такой пусть знает, что он напрасно делает это. Если тебе хочется мстить нам, то я покажу тебе способ, как ты можешь мстить без вреда для себя, или лучше, не без вреда, а с меньшим, по крайней мере, вредом: ударь меня по лицу, оплюй публично, нанеси мне раны. Ты содрогаешься, слыша это? Когда я говорю: ударь меня, ты содрогаешься, — и между тем ты терзаешь своего Владыку без содрогания? Разрываешь Владычни члены, — и не трепещешь? Церковь — это отчий дом: едино тело и един дух (ср.: Еф. 4:4). Но если ты хочешь мстить мне, то против меня и восставай. Зачем же, вместо меня, мстишь Христу? И вообще мстить ни в каком случае неодобрительно; но, вместо виновного, нанести обиду другому — гораздо хуже. Ты потерпел от нас обиду? Для чего же в таком случае, огорчаешь того, кто тебе не сделал никакого зла? Это крайне безрассудно… Я желал бы, чтобы всякий из тех, кто вместе с вами питает к нам неприязнь и ради этого вредит себе самому, удаляясь от нас к другим, нанес нам удар в самое лицо и, обнажив нас, стал бичевать без жалости. Если бы это случилось, то не было бы в том никакой важности, потому что пострадал бы в этом случае ничтожный человек, не имеющий никакой цены. С другой стороны, потерпев от вас обиду и бесчестие, я помолился бы за вас Богу, и Он простил бы вам ваши грехи, — не потому, что я имею такое дерзновение, но потому, что когда человек, которому сделана обида, молится за обидевшего, то получает великое дерзновение. Если же бы я сам не мог этого сделать, то поискал бы других святых мужей и упросил бы их, — и они сделали бы это. А теперь, кого и просить нам, когда мы оскорбили Бога?… Если вы нас подозреваете в этом, то мы готовы уступить свою власть, кому вы хотите, — только пусть будет Церковь едина. Если же мы поставлены законно, то убедите низложить тех, которые противозаконно заняли кафедру. Говорю это, не приказывая вам, но предохраняя и предостерегая вас… Мы дадим ответ за ваши души, но только тогда, когда что-нибудь будет опущено с нашей стороны, когда мы не будем упрашивать вас, не будем увещевать, не будем свидетельствовать против вас. После этого, позвольте и мне сказать: чист аз от крове всех (Деян. 20:26), и: избавит Бог душу мою (см.: 2 Тим. 4:18). Скажите, чего вы хотите, укажите справедливую причину, по которой вы отступаете, и я буду оправдываться. Но вы не говорите.

(II, 1175)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1905. Т. XI.
    Беседы на Послание к Ефесянам
    С. 104, 105, 106
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. XI. С. 87

Епископ и пресвитер почти равны

[Беседа XI]. Невелико расстояние между пресвитерами и епископами. И первые получили тоже дар учительства и также суть предстоятели Церкви… Епископы одним только правом совершать рукоположение выше пресвитеров, и в этом одном заключается их видимое преимущество пред ними.

(II, 1299)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1905. Т. XI.
    Толкование на Первое послание к Тимофею
    С. 690
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. XI. С. 553

Испытание Епископом кандидатов священства

[Беседа XVI]. Руки скоро не возлагай ни на кого же, ниже приобщайся чужим грехом (ср.: 1 Тим. 5:22). Что значит: скоро? Не по первом, не по втором, не по третьем испытании, но неоднократно рассмотрев и тщательно исследовав, так как это дело небезопасное. За соделанные им грехи, как прежние, так и будущие, подвергнешься наказанию и ты, доставивший ему власть, потому что неблаговременно отпустив ему прежние грехи, ты станешь виновным и в тех, которые он совершит впоследствии времени; именно, — будешь причиною этих последних потому, что вверил ему начальство, а прежних потому, что не дал ему оплакать их и прийти в состояние сокрушения. Ты становишься соучастником как добрых его дел, так и грехов.

(II, 1310)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1905. Т. XI.
    Толкование на Первое послание к Тимофею
    С. 737
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. XI. С. 587
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Епископ — источник освящения всех христиан его паствы

Епископ в своей епархии есть, после Бога и Богородицы, источник освящения для всех христиан православной его паствы, и потому его должно всем иметь в великой любви и уважении, как святителя, как архипастыря и отца, как высшего и полномочного совершителя всех святых таинств, учрежденных для нашего возрождения, очищения, освящения, укрепления, обновления, утешения.

(X, 1114)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 6
    С. 207