Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Дуэль — это адский узел, соединяющий убийство с самоубийством из-за оскорбления, каковое, по примеру Христову, нужно охотно перенести. Причина ее — самомнение и настойчивость, от коих следует бежать

  1. Вы хотите кончить вражду свою по-язычески, то есть по примеру людей неверующих, кои не верят ни будущей жизни, ни будущему вечному блаженству, ни будущим вечным мукам: кончить дуэлью, этим адским узлом двух убийств, или, вернее, соединением убийства с самоубийством, ибо хотя один иногда и остается в живых, но тот и другой думал убить, и себя самого добровольно подвергал умерщвлению, наперед душевно умирая. Прилично ли все это Вам, как христианину?… Посмотрите на Начальника веры и на Совершителя нашего спасения, Сына Божия, Царя ангелов и архангелов, как не отвратил Он лица Своего от заплевания и заушения, и смиренно перенес всякий вид поношения и уничижения! Мы же, нарицающиеся последователями Его и желающие воцариться с Ним в неизреченной Его славе, не хотим по-христиански смириться… Положим, он первый Вас вызвал на дуэль. Но он, как видно, человек маловерующий, или и более сего. Безрассудно последовать тому, кто хочет ринуться в пропасть и туда же приглашает собеседника своего. Умоляю Вас именем Господа нашего Иисуса Христа, смирившегося до рабия зрака и понесшего всякого рода оскорбление и бесчестие ради нашего спасения: понесите Вы благорассудно, ради своего спасения, нанесенное Вам оскорбление, не примешивая тут никого, и ни для кого, и ни для чего. Хорошо пожертвовать своей душой для Господа, для пользы ближнего и для собственного своего спасения. Но не только не хорошо, но и безрассудно, и достойно всякого сожаления — пожертвовать собой для погибели другого и для погибели собственной своей вечной, нескончаемой, невозвращаемой никогда. Подражайте Искупителю нашему, молившемуся к Отцу Своему за распинавших Его: отпусти им, не ведят бо, что творят (Лк. 23:34). Можно то же сказать о противнике Вашем: не весть бо, что творит, вызывая Вас на взаимное убийство. Молитесь смиренно и искренно Господу, чтобы простил ошибку Вашу и его неведение. Обратите мысль Вашу к блаженным райским селениям, где ликуют и несказанно радуются все праведные, из коих ни одному не пришлось получить блаженный жребий без великих скорбей и оскорблений. Пожелайте наследовать с ними жребий сей и Вы; а меня простите, дерзнувшего писать Вам, по христианскому участию, хотя сам я весьма непотребный и грешный человек, и неисполнитель животворных Евангельских заповедей Господних. — Думал было я закончить сим письмо мое к Вам; но пришла мысль, что я не все написал Вам, а именно, не выставил причину, за которую попускаются подобные и другие искушения. Богоносными и духоносными отцами поставляется главной причиной таких искушений горделивое самомнение, когда человек думает, что он лучше других, или по жизни, или по уму, или по искусным действиям; наипаче, если это мнение сопровождается настойчивостью характера, которая не допускает человека принимать благие советы других, особенно почему-либо меньших. Настойчивость нигде не числится среди добродетелей, а, скорее, составляет недостаток, даже и в людях великих. По басне Крылова, и орлу, устрояющему гнездо на высочайшем дереве, следовало бы послушать крота, когда последний уверял его, что дерево это имеет гнилые корни. Орел, отвергнув благой совет существа, по обыкновенному мнению, слепотствующего, подвергнул бедствию птенцов своих, когда восстала буря и исторгла это дерево. Дай Бог, чтобы древо благочестия Вашего устояло, и с помощью Господней выдержало бурю нашедшего искушения, чего от всей души и от всего моего сердца искренно желаю боголюбию Вашему. Господи, помилуй нас, заступи и сохрани Твоею благодатью!
(X, 534)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 112‒114