Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Смущение, при желании выразить Отцу духовному свое душевное состояние

  1. …У тебя есть какой-то вопрос, да не знаешь, как это написать. Если при этом вопросе у тебя простое и покойное желание написать, то можешь написать вопросительно: бывает ли в человеке такое-то и такое-то состояние? И относится ли оно к числу правильных или неправильных? И по какой причине к числу последних? Если желание написать это смешано с помыслом понудительным и смущающим до тревожности, то лучше это оставить, во всяком состоянии направляясь к заповедям Божиим, и сохраняя себя от возношения и прелести вражией всегда и во всем.
(X, 414)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 24

Не дозволять при себе говорить худое про Отца духовного

294. Хотя N о твоем отце духовном говорит справедливо, что он человек многогрешный, но тебе слушать это молча не должно. Феодор Едесский пишет: всякого хулящего твоего отца духовного заусти, то есть всякому такому заграждай уста; пусть так толкует где хочет, и с кем хочет, но ты сего толковать перед тобой не попускай, повторяя: «толкуйте об этом, где хотите, но предо мною неприлично вам этого говорить, да и вам самим это без душевного вреда и ответственности не обойдется».

(X, 431)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 46–47

Писать ему лучше о своих немощах, чем о добродетелях

  1. Пишешь: «простите мне, что я вам ничего радостного не пишу: все грехи да немощи; ни разу не утешу вас в исправлении каком-либо». Пиши о немощах своих, этим ты более всего меня утешишь. Какие-либо высокие исправления — не твоей меры; покаяние же выше всего и нужнее всего для всякого человека, и утешительнее для других, нежели поведания о мнимых собственных добродетелях.
(X, 454)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 94

Душевное свое состояние выражать Отцу духовному не общими фразами, а точно, для получения ответа

  1. Смотря на содержание писем Ваших, нахожу нужным Вам заметить, что Вы имеете обычай объяснять свое душевное устроение и внешнее положение в общих выражениях. Такое объяснение может служить препятствием к таким ответам, коих требовало бы Ваше духовное настроение. Если подвигнется гнев или страсть плоти, или что другое подобное, нужно указать прямо на такое движение и случай к нему, если человек желает получить духовный ответ. Впрочем, простите, может быть, мое замечание неуместно.
(X, 618)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 214
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Нельзя обижаться на совет Отца духовного, хотя бы и несогласный с нашими желаниями

  1. Я не жалею о том, что не угодил моими письмами мати N. …Она сама виновата; она должна была бы, подобно тебе, продиктовать мне, чтó к ней отвечать, и мне стоило только бы переписать да подписать, тогда бы и довольна была; а когда о чем с верой вопрошать, то надобно и принимать с той же верой, хотя я сего и недостоин, чему более и приписываю ее оскорбление; и за сие, что она не хочет ко мне писать, ни мало на нее не оскорбляюсь. На тебя же я не оскорбляюсь, что ты мне диктуешь, как к тебе или к ней писать о поездке вашей; но исполнить сего не могу, а предоставляю воле Божией; как Ему угодно, так и да сотворит и устроит; и, верно, лучше будет наших умствований.
(X, 9)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 1. Письма к монашествующим
    С. 71 ?

Благодарность его за оказанное ему радушие в доме

  1. Хотя я чувствую и сознаю себя грешным, но усердное Ваше принятие меня в доме Вашем, несомненно, ходатайствует Вам мзду праведных, не по моему достоинству, а по Вашему усердному расположению к носимому мною на себе званию; приношение Вам моей благодарности хотя не составит для Вас никакой важности, но я обязан принести Вам оную; да и чувствование оной мною, не позволяет оставаться в молчании. Благодарю Вас, сердечно радуюсь и благодарю премилосердого Господа за благотворную расположенность сердца Вашего к состраданию о ближних.
(X, 43)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 1. Письма к монашествующим
    С. 404

Вера и послушание Отцу духовному во всем

  1. Вера и послушание не в том состоят, когда мы повинуемся [кому] за святость дел и за правильность повелеваемого; нет, сначала позволено и испытывать о наставниках наших; но, по предании себя в их послушание, уже не должно смотреть на их недостатки. Вера же противными искушается, и от послушания рождается смирение.
(X, 68)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 221

Смиренный взгляд Отца духовного на себя и свое дело

  1. Некоторые, по своей простоте, мнят быть меня окормителя и наставника; а кого я наставил? Показую свет, а сам ослеплен очима; наставляю на путь, а сам блуждаю и не знаю, как вырваться из сей колеи? Слепец слепцов мнюсь водити, куда идем? Как не пожалеть о мне бедном? Будем молить Господа, да сотворит с нами Свою милость, и ими же весть судьбами, спасет всех, а с ними и меня, бездерзновенного и обнищавшего.
(X, 104)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 500–501

Страх Божий в сознании Отца духовного  пред детьми

  1. Дело все в том состоит, что я многогрешный принял на себя недостойно звание окормителя, и не имея сам залога смирения, могу ли вам вверить оное? Сколько бы ни говорил и ни писал, когда сам беден, могу ли других обогатить? Видите плод моего грешного окормления; всуе Вы тужите о мне, тужите о том, что я, прельщен быв, берусь за окормление других, и как сам бесплоден, так и в других плода не вижу; опасно, что дам за сие ответ: врачу, исцелися сам, это слово идет ко мне (Лк. 4:23).
(X, 140)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 3. Письма к монашествующим
    С. 353

Откровение ему своих помыслов — удар по самолюбию, но и путь к стяжанию сокрушенного и смиренного духа

  1. Ты, описывая свои помыслы и чувства, с трудом мне оныя написала; и тут же меня оклеветала, будто бы я должен чувствовать к тебе за все это отвращение. Когда Господь не отвращался грешников, но с мытари и грешники ял и пил, и беседовал с ними, то кто же я, что дерзну отвращаться кого-нибудь. В этом есть твой грех, или порок другого рода — самолюбие: не хочешь показаться предо мной с обличением своей немощи. Неужели же описывать только свои исправления, а мне за cиe тебя хвалить? Нет, это даже полезно, уловлять себя в таких и подобных мыслях и чувствах; и, если в борьбе видим себя побежденными, тут-то и познавать свою немощь, и не смущаться, что во мне есть такие недостатки, но, смирившись, повергать себя пред Богом; а Бог на смиренныя призирает и им помогает: потому-то и попущает Господь нам впадать в какие-либо немощи, чтобы, видев свою скверну, были смиренны и имели сердце сокрушенно и смиренно.
(X, 302)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 467
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Любовь о. Серафима к сестрам Дивеева, как духовным детям

А как батюшка-то любил нас, просто ужас, да и только, и рассказать-то уж я не умею. Бывало, придешь это к нему, а я, знаешь, всегда эдакая суровая, серьезная была, ну, вот, и приду, а он уставится на меня, да и скажет: — Что это, матушка, к кому это ты пришла-то? — К вам, батюшка, отвечу я. — Ко мне, — скажет он, — да и стоишь, как чужая, ко мне-то, к отцу-то, что ты, что ты, матушка! — Да как же, батюшка, — бывало, скажу я, — как же? — А ты приди, да обними, да поцелуй меня, да не один, а десять раз поцелуй-то, матушка! — ответит он. Бывало и скажешь: — Ах, да как же это, батюшка, да разве я смею! — Да как же не смеешь-то; ведь, не к чужому, ко мне пришла, радость моя, эдак к родному не ходят, да где бы это ни было, да при ком бы ни было, хотя бы тысяча тут была, должна прийти и поцеловать, а то, что стоишь, как чужая!

(X, 845)
Источники:
  • Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губ. Ардатовскаго уезда с жизнеописанием основателей ея: преподобнаго Серафима и схимонахини Александры, урожд. А. С. Мельгуновой / составил архимандрит Серафим (Чичагов). — Изд. 2-е. — С.-Петербург: Серафимо-Дивеевский монастырь, 1903 (Тип. М. М. Стасюлевича).
    С. 282

Во избежание смущения, о. Серафим не ходил в Дивеево

Сосед по келии с батюшкой о. Павел говорил, будто он звал о. Серафима в Дивеево, на освящение Рождественской Церкви, а батюшка ответил ему: — Нет, зачем их смущать, не пойду! И ты не ходи. Им лучше дать, что нужно, они сами все сделают и распорядятся всем, как следует, а ходить нам к ним не надобно.

(X, 848)
Источники:
  • Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губ. Ардатовскаго уезда с жизнеописанием основателей ея: преподобнаго Серафима и схимонахини Александры, урожд. А. С. Мельгуновой / составил архимандрит Серафим (Чичагов). — Изд. 2-е. — С.-Петербург: Серафимо-Дивеевский монастырь, 1903 (Тип. М. М. Стасюлевича).
    С. 283