Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Выбор Духовника и оставление его

  1. Да научит тебя Святая Церковь жить как Бог велит, а не так, как хочется. Мы с тобой жили в монастыре, а терпенью не научились. Ты все винишь меня, что не пишу: да разве я не ответил бы тебе, если б видел настоящую нужду, как иные терпят. А у тебя желание просто детское: письмо получила — вот и все! А что касается желания твоего отойти от меня, то я этого сам решить не могу, ибо я не сам взял к себе на дух, а по благословению старца. А потому, если я тебе тяжел, то обратись к нему. А я от тебя не отказываюсь… Да спасет тебя Господь, и да поможет укрощать неукротимое сердце. И обо мне молись, чтоб Господь исправил меня ленивого.
(X, 645)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия к монахиням / [Предисл.: пр. С.Ч.]; Изд. Козел. Введ. Оптиной пустыни. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1910.
    С. 152
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Величие любви к ближним в душе  Духовника

О, какая великая любовь нужна к душам ближних, чтобы достойно, не торопясь и не горячась, с терпением исповедывать их! Исповедующий священник должен помнить, что радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся (ср.: Лк. 15:7, 10). Как же он должен стараться возбудить покаянныя чувства в кающихся, кои не ведят, в чем покаяться, якоже подобает!

(X, 1022)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 3
    С. 533
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Сомнение против Духовника — кознь вражия

  1. В бывших Вам против нас сомнительных помыслах и приражениях, мы Вас прощаем и советуем по сей части быть спокойной; мы знаем, что это кознь вражия, ибо, где предлежит Вам польза, там бывает и сопротивление, чтобы, поколебавши Вашу веру к нам (хотя и недостойным сего), вести Вас своим разумом и волею; но ничтоже есть бедственнее сего.
(X, 162)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 20
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Совет Духовнику быть снисходительным, ибо он только свидетель

— Как духовного отца сестер обители, батюшка назидал меня, приказывая быть всегда сколь возможно снисходительнее на исповеди, за что по времени меня многие укоряли, осуждали, даже гневались на меня и до сих пор еще судят, но я строго блюду заповедь его и всю жизнь мою сохранял. Угодник Божий говорил: «Помни, ты только свидетель, батюшка, судит же Бог! А чего, чего каких только страшных грехов, аще и изрещи невозможно, прощал нам Всещедрый Господь и Спаситель наш! Где же нам, человекам, судить человеки! Мы лишь свидетели, свидетели, батюшка; всегда это помни, одни лишь только свидетели, батюшка!»

(X, 861)
Источники:
  • Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губ. Ардатовскаго уезда с жизнеописанием основателей ея: преподобнаго Серафима и схимонахини Александры, урожд. А. С. Мельгуновой / составил архимандрит Серафим (Чичагов). — Изд. 2-е. — С.-Петербург: Серафимо-Дивеевский монастырь, 1903 (Тип. М. М. Стасюлевича).
    С. 464