Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Исхождение Духа Святого

Что значит: исходит?… (см.: Ин. 15:26) — Чтобы избежать имени «рождение» и чтобы не назвать Духа Сыном, Писание говорит о Святом Духе: Иже от Отца исходит. Оно называет Его исходящим, подобно тому как вода бьет ключом из земли.

(II, 877)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    Spuria. Беседа о Святом Духе
    С. 877
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III. С. 814

Дары Духа Святого

Один получает благодать учительства; а чтобы он не стал превозноситься, оказывается неспособным для подавания совета в житейских делах. Другой же, не могущий учить, дает прекрасные советы.

(II, 96 )
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    Spuria. Беседа о Святом Духе
    С. 881
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III. С. 817

«Исполняйтеся Духом», — это в нашей власти

[Беседа XIX]. Исполняйтеся Духом  (Еф. 5:18). В нашей ли это власти? Да, в нашей. Когда будем очищать душу свою от лжи, жестокости, блуда, нечистоты и любостяжания, когда сделаемся добродушны, сострадательны, — тогда чтó воспретит Святому Духу приблизиться и прилететь к нам? И Он не просто приблизится, но наполнит сердце наше. Когда же внутри нас будет такой свет, то после того добродетель не будет уже нам трудна, но — легка и приятна.

(II, 1187)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1905. Т. XI.
    Беседы на Послание к Ефесянам
    С. 159
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. XI. С. 129

Состояние христианина при осенении его Духом Святым

Теплота духовного огня, проникая душу, изгоняет из нее всякую беспечность, и объятого ею делает легче пера, и заставляет презирать все видимое. Такой человек пребывает уже в непрестанном сокрушении (сердца), проливая неиссякаемые источники слез и получая от того великое удовольствие, потому что ничто столько не сближает и не соединяет с Богом, как такие слезы. Такой человек, хотя живет и в городе, проводит жизнь как в пустыне, в горах и в пещерах, не занимаясь окружающими его и никогда не насыщаясь своими слезами, плачет ли о себе, или о чужих грехах. Потому-то и Бог прежде других ублажил плачущих, сказав: блажени плачущии (Мф. 5:4). А как же Павел говорит: радуйтеся всегда о Господе (Флп. 4:4)? Он говорит об удовольствии, проистекающем от этих слез. Как мирская радость бывает смешана с печалью, так слезы по Боге произращают всегдашнюю и неувядающую радость. Так блудница, объятая этим огнем, стала достойнее дев. Согретая покаянием, она воспылала такою любовью ко Христу, что распустила волосы, и святые ноги Его обливала слезами, отирая их своими волосами, и не жалела мира. Но все это было только наружное; а что происходило у нее в сердце, и что видел один Бог, то было гораздо пламеннее. Оттого и каждый из нас, слыша об этом, радуется с нею, восхищается ее добрым делом и прощает ей все проступки. Если же мы, будучи злы, произносим о ней такой суд, то подумай, сколько она оправдана человеколюбивым Богом, и какие собрала плоды покаяния еще до получения даров Божиих! Как после проливного дождя воздух делается чистым, так и по пролитии слез настает тишина и ясность, а мрак греховный исчезает. Как сперва очистились мы водою и Духом, так после очищаемся слезами и покаянием, если только делаем это не по лицемерию и тщеславию. Плачущая притворно заслуживает даже более осуждения, нежели та, которая прикрашивается румянами и притираньями. Я требую слез, проливаемых не на показ, а из сокрушения, проливаемых тайно, в уединенной комнате, без свидетелей, в тишине и безмолвии, — слез из глубины сердца, от внутренней скорби и печали; проливаемых единственно для Бога. Если ты плачешь так, то подражаешь своему Господу. И Он, ведь, плакал о Лазаре (см.: Ин. 11:35), об Иерусалиме (см.: Лк. 19:41) и возмутился духом об Иуде (см.: Ин. 13:21). Да и часто бывало, что Его видели плачущим, а, чтобы Он смеялся, или хотя мало улыбался, этого никогда никто не видел, — почему и ни один из евангелистов не упомянул о том.

(I, 365)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА VI. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 2:1–3. С. 67–68
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 69
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Духа Святого легко привлечь, как воздух

Духа Святого так же легко верующему привлекать в себя, как воздух; подобно воздуху, Он все наполняет и все проникает. «Везде сый и вся исполняяй». Кто усердно молится, тот привлекает в себя Духа Святого и молится Духом Святым.

(X, 1030)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 3
    С. 591

Дух Святой проникает в нас не чрез уста или нос, а чрез тело в сердце, как электричество

Стоя и молясь усердно на молитве, или сидя, или лежа, или ходя, и вдруг иногда посещаемые Духом Божиим и слыша глас Его, мы замечаем, что Он проникает в душу не чрез рот и не чрез нос, не чрез уши, хотя чрез слово и дыхание и подавал Духа Спаситель, и хотя вера от слуха (Рим. 10:17), а прямо сквозь тело — в сердце, как Господь прошел сквозь стены дома к апостолам по воскресении, и действует вдруг, как электричество, и быстрее всякого электрического тока: и тогда тебе делается необыкновенно легко, ибо вдруг разрешается твое бремя греховное, посещает тебя дух сокрушения о грехах, умиления, мира, радости.

(X, 1037)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 3
    С. 652, 653
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Апостолы всегда видели сопребывание Духа Святого с ними, лицо о. Серафима просветилось как солнце, в знак наития на него Духа

— Каким же образом, спросил я батюшку о. Серафима, узнать мне, что я нахожусь в благодати Духа Святого? — Это, Ваше Боголюбие, очень просто! — отвечал он мне, — поэтому-то и Господь говорит: вся проста суть обретающим разум Находясь в этом разуме, и Апостолы всегда видели, пребывает ли Дух Божий в них, или нет, и, проникнутые Им и видя сопребывание Его с ними, утвердительно говорили, что дело их свято и вполне угодно Господу Богу. Этим и объясняется, почему они в посланиях своих писали: изволися Духу Святому и нам (Деян. 15:28), и только на этих основаниях и предлагали свои послания, как истину непреложную, на пользу всем верным, — так святые Апостолы ощутительно сознавали в себе присутствие Духа Божия… Так вот, Ваше Боголюбие, видите ли, как это просто? Я отвечал: — все-таки я не понимаю, почему я могу быть твердо уверенным, что я в Духе Божием. Как мне самому в себе распознавать Его истинное явление? — Тогда о. Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне: —Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою! Что же ты не смотришь на меня? — Я отвечал: я не могу, батюшка, смотреть, ибо из глаз Ваших молнии сыпятся; лицо Ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли! — О. Серафим сказал: — Не устрашайтесь, Ваше Боголюбие, и Вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божия, иначе Вам нельзя было бы и меня таким видеть. — И, приклонив ко мне свою голову, он тихонько на ухо сказал мне: — Благодарите же Господа Бога за неизреченную к Вам милость Его. Вы видели, что я и не перекрестился даже, а только в сердце моем мысленно помолился Господу Богу и внутри себя сказал: — Господи, удостой его ясно и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего, Коим Ты удостаиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться во Свете великолепной Славы Твоей. И вот, батюшка, Господь и исполнил мгновенно смиренную просьбу убогого Серафима. Этак, батюшка, не всегда и великим пустынникам являет Господь Бог милость Свою. Это благодать Божия благоволила утешить сокрушенное сердце Ваше, как мать чадолюбивая, по предстательству Самой Матери Божией… Что ж, батюшка, не смόтрите мне в глаза? Смотрите просто и не убойтесь, — Господь с нами! — Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с Вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите голос его, чувствуете, кто-то Вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня, и великого старца. Возможно ли представить себе то положение, в коем я находился тогда!

(X, 763)
Источники:
  • Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С 60 рис., 8 миниатюрами, 2 пл. (Саров. пустыни и Дивеев. монастыря) и картой путей в Саров / Сост. Л.И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. - Москва : А.Д. Ступин, 1904.
    Беседа преподобного Серафима с Мотовиловым о цели христианской жизни
    С. 329

Стяжание Духа Святого — цель жизни христианской, как жизни торговой — барыш

Как в торговом деле не в том сила, чтобы лишь только торговать, а в том, чтобы больше барыша получить; так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы увеличивать счет добрых дел, служащих нам только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящшем приобретении даров Святого Духа. Так, желал бы я, Ваше Боголюбие, чтобы и Вы сами стяжали этот приснонеоскудевающий источник благодати Божией и всегда рассуждали себя, в Духе ли Божием Вы обретаетесь, или нет: и если в Духе Божием, то благословен Бог, не о чем горевать: хоть сейчас на Страшный Суд Христов! Ибо «в чем застану, в том и сужу». Если же нет, то надобно разобрать, отчего и по какой причине Господь Бог Дух Святой изволил оставить нас, и снова искать и доискиваться Его, и не отставать до тех пор, пока Искомый Господь Бог Дух Святой не сыщется и снова будет с нами Своей благодатью. На отгоняющих же нас от Него врагов наших надобно так нападать, покуда и прах их возметется, как сказано в Псалме: пожену враги моя, и постигну я (Пс. 17:38).

(X, 800)
Источники:
  • Газета "Московские Ведомости", 1903. 19/VII, №196.
    Дополнения к беседе с Н. А. Мотовиловым Старца Серафима