Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Дружба может быть вредной

[Слово 1]. Если сам ты не приносишь пользы другу, а от него получаешь вред, то предпочитай оставаться невредимым в разлуке с ним, и избегай дружеских связей, если они вредят, — только избегай, а не ссорься и не враждуй (см.: Рим. 12:18).

(II, 174)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1895. Т. I.
    Против Аномеев
    С. 491
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. I. С. 708

Лучшая Дружба — сродство веры

[Беседа XV]. Какая дружба может произвести такое единение, как сродство веры? Мы должны показывать не такую близость, не такое иметь общение между собою, как друзья с друзьями, а как члены с членами. Другого высшего дружества и общения, чем это, не найдет никто никогда. Ты так же не можешь говорить: откуда у меня близость и связь с таким-то, как не можешь сказать этого о своем брате, потому что это было бы смешно. Вси бо во едино тело крестихомся,сказано (ср.: 1 Кор. 12:13).

(II, 737)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1902. Т. VIII.
    Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова
    С. 101, 102
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VIII. С. 101

Внимательное отношение к Дружбе и безразличное ко Христу

[Беседа III]. Получив от Христа столь великие благодеяния, соделавшись друзьями Его и сподобившись чрез Него всех этих благ, мы не возлюбили Его даже так, как любим друзей своих… Для друзей, которые действительно наши друзья, многие из нас часто терпят убыток; а для Христа никто не решается не только пожертвовать чем-нибудь, но и быть довольным тем, что кто имеет. За друга часто мы подвергаемся обидам и неприязни; а за Христа никто не согласится переносить обиды. Друга, томимого голодом, мы никогда не презираем; а Христа, который приходит к нам каждый день — не за многим, а только за одним хлебом, мы даже не допускаем к себе, и это тогда, когда с нами случается зловонная отрыжка, когда мы пресыщены больше, чем следует, когда объедаемся, когда от нас пахнет вчерашним вином, когда предаемся излишним наслаждениям, причем одни из нас дают подарки блудницам, другие льстецам и тунеядцам… К другу, который находится в несчастии, мы приходим, и, если несколько замедлим, боимся, чтобы за это не подвергнуться нам осуждению; а на Христа, часто умирающего в узах, даже и не посмотрим… Мы плачем и вздыхаем, когда видим друга отправляющегося в чужую сторону; а когда Христос каждый день удаляется от нас, или лучше, когда Христа мы каждый день отгоняем от себя, — мы не скорбим; даже и не думаем, что совершаем какое-нибудь преступление. Но это еще не было бы столь ужасным, если б мы только поступали с Ним, не как с другом. А мы поступаем с Ним, как с врагом. Каким образом? Мудрование плотское, говорит Павел, вражда на Бога (Рим. 8: 7). Между тем, это мудрование постоянно присуще нам. Христа, Который желает прийти к нам, как только Он приблизится к нашим дверям, мы прогоняем, — это именно делают злые дела.

(II, 1287)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1905. Т. XI.
    Толкование на Первое послание к Тимофею
    С. 641, 642, 643
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. XI. С. 518

Для Дружбы лучшие узы — благочестие

Не будем отказываться для братьев наших ни от каких, по-видимому, унизительных и трудных дел. Но хотя бы нам надлежало послужить человеку незнатному и бедному, хотя бы это сопряжено было с великими трудами, хотя бы надлежало перейти для этого горы и стремнины, — все это мы должны переносить для спасения брата. Бог столько печется о душе, что не пощадил и Сына Своего. Потому умоляю вас, будем с самого утра, как скоро выйдем из дома своего, стремиться к одной этой цели, и, прежде всего, будем заботиться о том, чтобы избавить от опасности брата… Иначе мы унизим достоинство своих подвигов, — потому что величайшее дерзновение (к Богу) и похвала принадлежит тому, кто печется не о своей пользе. Оттого-то мы бываем слабы и удобно побеждаемся как от людей, так и от диавола, что ищем только своего, и не укрепляем друг друга, не ограждаем любовью о Боге, но отыскиваем иные случаи для дружества: одни в родстве, другие — в товариществе, третьи — в знакомстве, иные — в соседстве, — и всякие другие узы гораздо более утверждают нас в дружестве, нежели благочестие, тогда как оно одно должно связывать нас узами дружества.

(I, 556)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LIX. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 18:7–14. С. 613
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 581
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Дружба и противные ей страсти: сребролюбия и самолюбия

  1. Где сребролюбие имеет власть над нами, там всякую копейку считаем, чтобы не перешла лишняя. А где самолюбие и гордость, там не хотим ничем быть обязанным друг другу по части интереса: может ли быть тут сохранена дружба? Страсть — все страсть; не та, так другая; а они плохие посредницы в дружбе.
(X, 83)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 371