Георгий, затворник Задонский

Георгий, затворник Задонский

Христианину не Друг тот, кто уклоняется от Бога

  1. Когда сердце Ваше жаждет благоугождать в жизни сей Единому Богу: то Вам уже тот не друг, кто уклоняет Вас от Бога, и тем самым наносит скорбь Вашему сердцу, и огорчает чистую сладость души Вашей, — покрывая взор Ваш, устремляющийся к небесным, — темными облаками, тучнеющими от сластей плотского мудрования.
(X, 718)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 2
    С. 530
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Упреки Друга ценны в устроении нашей духовной жизни

Люблю любящего меня не тогда только, как он хвалит, но — и когда упрекает меня и исправляет. Хвалить без разбора все, доброе и худое, свойственно не другу, но льстецу и насмешнику; напротив, хвалить за доброе дело, и упрекать за проступок — вот долг друга и доброжелателя… Великое благо — иметь силу терпеть упреки и обличения, а не раздражаться. Ненавидяй обличения, сказано, безумен (ср.: Притч. 12:1). Не сказано: такие или такие обличения, но просто: обличения. В самом деле, если друг обличил тебя справедливо, исправь грех; если же он упрекнул без основания, так похвали его за намерение, одобри цель, поблагодари за дружбу: этот упрек происходит от крепкой дружбы. Не будем же огорчаться, когда нас обличают. Весьма много добра для жизни нашей произойдет от того, если все мы будем и обличать согрешающих, и сами — легко переносить обличения во грехах. Что лекарства для ран, то обличения для грехов. Значит, как отвергающий лекарства неразумен, так и не принимающий обличений безрассуден. Но многие часто раздражаются, думая про себя и говоря: мне ли умному и образованному терпеть от такого-то? А того не знают, что это самое доказывает крайнюю их глупость. Поэтому и Павел говорит: не бывайте мудри о себе (Рим. 12:16). Сколько ни умен ты, сколько ни проницателен в добре, но ты — человек и имеешь нужду в советнике. Один Бог ни в чем не нуждается; Он один не имеет нужды и в советнике. Почему о Нем одном и говорится: кто уразуме ум Господень, или кто советник ему бысть (ср.: Рим. 11:34)?  А мы, люди, как бы умны ни были, тысячекратно подвергаемся упрекам, и этим обличается слабость нашей природы. Не могут, сказано, вся быти в человецех — почему? яко не безсмертен сын человеческий (Сир. 17:28, 29). Что светлее солнца? Однако ж, и оно затмевается. Как этот (солнечный) ясный свет, этот блестящий луг закрывает наступившая тьма, так часто и на наш ум, сияющий, светящий, как бы в самый полдень, находит глупость и затемняет его; и вот умный не видит дела, а кто и глупее его, тот видит дело лучше его. А так бывает для того, чтобы и умный не гордился, и простой человек не почитал себя несчастным. Великое благо — быть в состоянии сносить обличения; великое благо — уметь обличать, — это (последнее) есть признак величайшей заботливости (о ближнем). Но вот мы, если увидим, что у кого-либо туника свалилась с плеч, или другая одежда лежит худо, замечаем ему это и поправляем; а если увидим, что у него жизнь развращенная, то не выроним ни слова. Если увидим, что он ведет позорную жизнь, то проходим мимо; между тем, худое положение одежды только смешно, а (греховное состояние) души опасно и бедственно. Ты видишь, скажи мне, что брат твой стремится в пропасть, живет небрежно, не смотрит на что следует, — и не подаешь руки, не подымаешь падшего, не упрекаешь и не обличаешь, но думаешь, что лучше не огорчить и не обеспокоить его, чем позаботиться о его спасении? Какое же ты получишь от Бога снисхождение и прощение? (см.: Исх. 23:4, 5)… Это-то и привело в беспорядок все, это-то испортило нашу жизнь, что мы и сами не сносим великодушно обличений, и других не хотим обличать. Мы потому и тяжки (для других) с своими обличениями, что сами раздражаемся, когда нас обличают. Если бы брат твой знал, что, обличив тебя, он похвален тобою, то и сам отплатил бы (тебе) тем же, когда бы ты стал обличать его.

(I, 687)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания
    С. 120–123
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III
    С. 131