Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Исполнение Должности не помешает молитве, ибо меньше будет мысленной путаницы

  1. Пишешь, тебе поручено в монастыре письмоводство, и вследствие этого ты отстала от молитвы, а тебе хотелось бы быть всегда в молитве или богомыслии. Высоко берешь, очень высоко! Есть пословица: сядь пониже, а то угоришь. Я уже писал тебе, что когда будешь занята делом, то меньше будет мысленной путаницы. Ты с этим соглашаешься, что это — правда, а потом сама себе противоречишь, что тебе необходимо уединение и тишина келии.
(X, 456)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 99

Должность, требующая здоровья и веселости, отнюдь не может служить препятствием к покаянному настроению

  1. Вы пишете, что имели друга [письмо Француженке], который умер от чахотки. Вас теперь мучат различные помыслы, сомнения и недоумения: не были ли Вы причиной его смерти, ибо мучили его своими письмами, на кои он не отвечал. На это я Вам скажу, человека письмами уморить нельзя. А что он не отвечал Вам, на это может быть очень простая причина: или не хотел Вас огорчить известием о своей болезни, или надеялся скоро выздороветь, и тогда Вам отписать, как все чахоточные думают и питают такую надежду. Еще пишете: не понес ли он наказание за свою вину? Если у Вас вина была общая, то Вам следует принести и покаяние, и молиться милосердому Господу, чтобы Он простил эту вину и Вам, и другу Вашему, ибо Сын Божий во плоти пришел на землю для того, чтобы призвать не праведников, но грешников на покаяние. — Пишете также, что «хотя все страдаю, но друга моего забыть не могу». Так бывает со всеми, когда кто любит другого любовью не по Богу, а любовью человеческой. Впрочем, если Вы будете поминать друга своего, как выше сказано, то есть с мыслью покаяния пред Богом, тогда такое памятование будет полезно ему и Вам… Но Вы пишете, будто бы настоящая Ваша должность препятствует такому настроению духа, так как она требует здоровья и веселости. Ни внешняя веселость, ни телесное здоровье не могут препятствовать мысли покаяния, которое, хотя и требует внутреннего и духовного сетования, но это сетование может растворяться некоторой радостью, как пишет Апостол Павел: Ко всем долготерпите, всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и о всем благодарите. Сия бо есть воля Божия (ср.: 1 Фес. 5:14, 16−18). Слово Апостола показывает, что не одни праведные, но и согрешившие могут радоваться, в некоторой степени, при той мысли, что Милосердый Господь даровал им средство к получению милости Божией вечной; и это средство состоит в искреннем раскаянии и в посильном исправлении своей жизни.
(X, 540)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 129

Руководство отеческих писаний к достодолжному прохождению Должности

  1. Поздравляю Вас с должностью и сердечно желаю Вам достодолжно проходить эту должность. А чтобы достодолжно руководить других, следует самим руководиться правилами закона духовного. Выписываю Вам главное из этих правил, написанное преподобным Марком Подвижником, который говорит: «егда разрешити хощеши вещь неудобопостигаемую, ищи о ней, что Богови угодно, и обрящеши решение тоя полезное» (Глава о мнящихся от дел оправдатися). По этому правилу должно проверить все опытные сведения человеческие, кои нисколько не опровергаются, если согласны будут с волей Божией… И паки: «во всяком твоем начинании да предначинает тебе Бог, Предначинающий всякое благо, яко да по Боге будет предлежащее дело» (правило 512: О законе духовном).
(X, 601)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 191

Не следует оставлять Должность

  1. Не следует оставлять должности. Надеясь на помощь Божию, можете ратовать по-прежнему, ибо сказано в Писании: правда избавляет от смерти (ср.: Притч. 10:2). В этом ратовании не следует презирать человеческую помощь… Если бы за правое дело пришлось, Бога ради, и пострадать, то от того отрекаться не следует. Мы живем для будущей жизни и славы, а не для настоящей.
(X, 604)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 193

Не отказываться самому от Должности

  1. Не советую Вам самим отказываться от должности, хотя и заявили Вы некогда от этом… Мало ли что говорится по какому-либо случаю; а действовать нужно, сообразив все обстоятельства.
(X, 605)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 193
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Находящимся на низших должностных ступенях сравнительно с нами, и добросовестно служащим, всегда желать повышения и поощрения

Находящемуся на низшей ступени служения брату искренно желай высшей, или какого-либо существенного поощрения в служении, если он добросовестно и усердно, с знанием дела, проходит его, и не препятствуй по самолюбию и зависти, его повышению или поощрению, ибо любить ближнего надо как себя, — а себе ты всегда желал повышения или награды, соревнуя твоим братиям, сослужащим во Христе, или в обществе, и считал для себя обидой, если тебя обходили вниманием или поощрением. Между тем, совершенный ли ты человек и служитель, хотя и отличен многими преимуществами? Нет, в тебе есть много недостатков, несовершенств, немощей духовных и телесных, — а служащий на низшей ступени брат твой совершеннее тебя в иных делах и случаях, касающихся его службы; поэтому справедливость требует и для него, и семейства его поощрять и награждать его, чтобы с радостью проходил свое служение, а не воздыхая.

(X, 1080)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 4
    С. 84, 85
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Как искать высшей Должности, так и уклоняться от нее — своеволие

  1. Как искать (высшего положения) предосудительно, так и уклоняться — то же своя воля и разум и есть медная стена между нами и Богом (авва Дорофей).
(X, 24)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 1. Письма к монашествующим
    С. 235