Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Признающие Догматы, но далекие от духа христианства, при желании легко могут исправиться

  1. Брат ваш говорит: «Я считаю совершенно возможным человека, признающего все решительно догматы веры, и вместе с тем очень далекого от духа христианства». Правда, иногда, к сожалению, так бывает. Только такие люди, если захотят исправить свою жизнь, очень удобно обретают путь спасения. Кто же имеет неправильные, сбивчивые и ложные понятия о вере и истине христианской, тому неудобно обрести спасение, когда бы и захотел. Кольми паче невозможно ему иметь духа христианского и Духа Христова.
(X, 513)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Ч. 3. Письма к монашествующим
    С. 76
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Догмат и жизнь

[Беседа IV]. Нет никакой пользы для нашего спасения от правых догматов, когда наша жизнь развращена.

(II, 725)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1902. Т. VIII.
    Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова
    С. 39
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VIII. С. 50

Догматы, их необходимость

Будем стараться хранить в душах своих здравые догматы, а вместе с тем, и вести правильную жизнь, чтобы и жизнь свидетельствовала о догматах, и догматы сообщали жизни твердость. Как в том случае, если мы, содержа правые догматы, станем жить небрежно, не будет нам пользы, так и тогда, когда, живя хорошо, будем не радеть о правых догматах, не можем ничего приобрести для своего спасения.

(I, 41)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XIII. С. 107
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 110

Догматы и мораль

О догматах Господь редко рассуждает (так как верить им не трудно), но — о жизни добродетельной — очень часто, или — лучше сказать — всегда, так как на поприще ее предстоит всегдашняя брань, а потому и труд.

(I, 566)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXIV. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 19:27–20:16. С. 657
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 614
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Неправо мыслить и об одном из Догматов есть грех против Самого Бога, Который есть Истина

Иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен (Иак. 2:10), — это как в нравственном, так и в догматическом отношении. Кто всем истинам здраво учит, да погрешит в одной какой-либо, тот против всех виноват, или против единой нераздельной в существе своем Истины, против Господа Иисуса Христа, рекшего: Аз есмь Истина (Ин. 14:6). Почему? Потому, что Бог есть простое, хотя и бесконечное Существо. Мерзость Господеви и один помысл неправедный (ср.: Притч. 15:26). Погрешающий в истине догматов погрешает против Того, Кто сказал о Себе: Аз есмь Истина.

(X, 1069)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 3
    С. 790, 791