Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Совет Диакону, как страдавшему от страха, тоски и задумчивости

  1. Пишете о себе так: «уже более 2-х лет болею неизвестной болезнью, коей и врачи не могут понять. Болезнь такая, что более обладает мною страх, в особенности при совершении Божественной Литургии, и также постоянная тоска, и задумчивость, и боль сердечная»… Думаю, началом и первой причиной болезни Вашей были детские грехи, кои, должно быть, Вы не умели или стыдились исповедать вовремя, как должно; а это следовало Вам сделать, особенно пред посвящением Вас во диакона. Второй причиной то, что, может быть, Вы не всегда хранили свою совесть, при совмещении диаконского служения и супружеской жизни, ибо от лица, посвященного на это служение, требуется особенное хранение совести, чему нередко препятствует или излишнее употребление горячих напитков, или невоздержание относительно раздражительности и гнева. Каждая из этих немощей и одна имеет силу приносить великий вред душевный, кольми паче могут вредить, если совмещаются в одно время. Такое же положение и состояние бывает, когда человек, несмотря на свои немощи и неисправности, не смиряется, а возносится и уничижает других. — В болезни Вашей, думаю, прежде всего нужно Вам позаботиться о том, чтобы избавиться от отягощающей Вас тоски и страха. А этого можете достигнуть 1) если найдете в Вашей стороне для себя такого духовника, перед коим бы Вы могли, с полной верой и с совершенной искренностью, смиренно исповедовать все, тяготящее совесть Вашу, начиная с 6-ти лет и до сего дня; а 2) если твердо решитесь не возвращаться к таким поступкам, кои причиняют страх и тоску, как Сам Господь сказал во Евангелии грешнице: иди и ктому не согрешай (ср.: Ин. 8:11). Если так поступите и вперед твердо решитесь хранить себя и свою совесть, то можно надеяться, что не только избавитесь от отягощающей Вас тоски и страха, но и в самой телесной болезни, милостью и помощью Божией, можете получить такое облегчение, какое будет Вам полезно, по изволению Всеблагого Господа, вся Ведущего, вся Могущего и о спасении всех Промышляющего.
(X, 531)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 107‒108
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Диакон и пресвитер: раньше эти слова не различались точно

[Беседа XIV]. Кажется мне, наименования диаконов и пресвитеров тогда не различались ясно и точно.

(II, 871)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1903. Т. IX.
    Беседы на Деяния Апостольские
    С. 138
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IX. С. 116

Диакон может быть равен Апостолу

[Беседа XV]. Видеша лице его, яко лице ангела  (Деян. 6:15). Так могут блистать находящиеся и на низшей ступени служения! В самом деле, скажи мне, чего у него не доставало в сравнении с апостолами? Не творил ли и он знамений? Не явил ли и он великого дерзновения?… Могут, подлинно могут лица, исполненные духовной благодати, быть вожделенными для любящих и поразительными, и страшными для ненавидящих.

(II, 874)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1903. Т. IX.
    Беседы на Деяния Апостольские
    С. 144
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IX. С. 121

Диакон заменяет лиц, раньше имевших дар молитвы

[Беседа XIV]. Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными (Рим. 8:26). Дух, то есть дар молитвы, который также назывался духом; кто имел этот дар, тот молился за весь народ. Так как мы, не зная многого полезного для нас, просим бесполезного, то дар молитвы нисходил на кого-нибудь одного из тогдашних христиан, который один за всех просил общеполезного для всей Церкви и учил других молиться… Теперь знамением этого служит диакон, который приносит молитвы за народ.

(II, 981)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1903. Т. IX.
    Беседы на Послание к Римлянам
    С. 669
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IX. С. 533