Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Свидетельство опыта в бытии Демонов, когда чувствуем в себе сторонние нападки на святыe истины веры и на благоговение к лицам святым

  1. Кроме Священного Писания в бытии злых духов уверяет нас и опыт. Люди, наблюдавшие за самими собою, за состоянием своей духовной жизни, замечали, что душа их, прежде тихая и покойная, как величественная река, ровно текущая в своих берегах, вдруг была возмущаема какою-то неприязненною злой силой, — и начинала смутно волноваться от напора нечистых помыслов и желаний страстных; усматривали, что внутри их иногда кто-то с силой устремляется на самые коренные спасительные убеждения разума, на самые святые чувствования, колеблет веру в самом ее основании, омрачая и возмущая ум и рассудок, чтобы в этом мраке и смятении удобнее похитить сокровище веры; навязывает разные скверные, лукавые и хульные помышления тогда, когда человек расположен к помыслам святым и возвышенным; и это делает с такой силой, что человек должен иногда отстаивать в поте и слезах самые святые и животворные истины веры, свое благоговение к лицам, превознесенным и препрославленным на небе и на земле, и к предметам святым и достойным всякого почтения… Как объяснить это явление в нашей душе? Что это за сила, так свободно прокрадывающаяся сквозь тело в душу и — попеременно — то оставляющая нас в покое, то снова на нас устремляющаяся, — которая неизвестно откуда приходит и куда уходит? Это не есть одна только испорченность нашей природы, это не есть только тот иной закон во удех наших, противу воюющ закону ума нашего, о коем говорит святой Апостол (ср.: Рим. 7:23). Нет: тут именно заметно действие посторонней злой силы, которая противодействует усиливающейся в нас доброй силе. Это — именно действие духов злобы поднебесных. Святой Апостол так решительно был уверен в действительности этой внутренней борьбы с злыми духами, что, как опытный духовный наставник, просил новообращенных христиан облечься в духовное всеоружие, чтобы в состоянии противостоять козням диавольским. Яко несть наша брань к крови и плоти, говорил он, то есть, не с нашей только испорченной грехом природой, — но  к началом и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным (ср.: Еф. 6:10−12)… Злость бесовскую можно видеть в людях, исполненных нечестия и разврата, произносящих хулы на святую веру и благочестие, и уставы церковные, посмеивающихся над лицами и предметами священными: ибо бесы не терпят ничего священного. Бесы особенно жаждут погибели души человеческой, и диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити (1 Петр. 5:8).
(X, 865)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 1. Проповеди
    С. 38, 39, 40, 41

Демоны нападают, как звери, но прогоняются милостью Божией

  1. Божией милостью я здоров и побеждаю борющих меня невидимых врагов, нападающих зверски на немощь мою. 6/II/1903
(X, 1196)
Источники:
  • Письма о. протоиерея Иоанна к настоятельнице Иоанно-Предтеченскаго Леушинскаго первокласснаго монастыря игумении Таисии. - С.-Петербург: Синодальная тип., 1909.
    С. 61