Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Начальникам — Чтение отеческих писаний

  1. Хотя начальникам и недосужно читать святоотеческие книги, а следует их почитывать среди недосугов улучая и уделяя на то, хоть несколько времени. Чтение это может укреплять нас душевно и умерять внутреннее наше расположение, возмущаемое встречающимися неприятными обстоятельствами.
(X, 392)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 190
Георгий, затворник Задонский

Георгий, затворник Задонский

Чтение святителя Тихона [Задонского], для укрепления от грусти и уныния

  1. Прилежное чтение сочинений святителя Христова Тихона будет Вам просвещением в житии Вашем и сильным укреплением души Вашей против находящих смущений, грусти и уныния… Буди Вам всегда одно только упражнение в том, чтобы самым делом, словом и мыслью угождать Господу и жить по Его повелению, — как Сам Он заповедал нам.
(X, 737)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 3
    С. 812
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Горе не читающим Писания

Печаль берет меня о людях, не читающих слова Божия вовсе, а читающих только газеты и светскую литературу без выбора. Горе им от неведения слова Божия и воли Божией об них. Какой ответ дадут они Богу на суде?

(X, 1155)
Источники:
  • Сергиев Иоанн Ильич (КРОНШТАДТСКИЙ), протоиерей. — Живой Колос. Выписки из дневника за 1907−1908. С.-Петербург, 1909.
    С. 149

При Чтении книг легкого содержания и газет мы не бываем с Богом и расточаем благодать

Мф. 12:30: Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает. Ты читаешь романы, газеты, — и в них прочитываешь немало пустых речей. С Богом ли ты бываешь в это время, или нет? Конечно, не с Богом, ибо Бог не бывает в суете земной; значит, ты против Бога, а это грех. Собираешь ли ты благодать Божию, читая пустое разглагольствие в книгах легкого чтения? Нет, а расточаешь благодать, которую ты приобрел, если только приобрел, в молитве, в богомыслии, или чтении слова Божия и книг душеспасительных, или в благочестивой беседе и добрых делах. А это — грех. За всякое слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный (Мф. 12:36).

(X, 1087)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 4
    С. 141
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Горе Читающим Отцев и не исполняющим

  1. О, горе нам! Обложены книгами отеческими, иногда читаем, умиляемся; а придет брань, то будто никогда и не читали, и не принимаем оружия против врага.
(X, 103)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 500

Чтение отеческих книг и своя жизнь по ним

  1. Чтение отеческих книг, без практики, не может нам помочь: они нас вразумляют, а наше дело — исполнять, при открывшихся случаях видеть движение наших страстей, противляться оным; а при падении познавать свою немощь, смиряться и каяться пред Богом и ближним, чтобы нам нельзя было понадеяться на свое «Я».
(X, 180)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 171

Указания к Чтению книг отеческих

  1. Ты, читая книги отеческие, что доступно твоему уму и приличествует к твоему устроению, тό и усвоивай себе; а что превышает твое понятие, тό, прочитав, оставляй так, не вникая в глубину разумения; оно по времени, может открыться; для младенцев твердая пища неудобна. Книги читай с начала начиная, продолжай сряду, но не все одну, а утром в одной прочти, вечером — в другой; читайте не для любознательности, а для научения благочестию и познания своей немощи, а от сего — к смирению приходите.
(X, 291)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 43