Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Способ творения Человека

Когда слышишь, что Писание говорит: сотвори Бог человека, понимай эти слова в том смысле, как и выражение: да будет; также, когда слышишь, что Бог вдуну в лице его дыхание жизни, разумей, что Он, как произвел бестелесные силы, так благоволил, чтобы и тело человека, созданное из персти, имело разумную душу, которая могла бы пользоваться телесными членами. Может быть, скажет кто: для чего же, если душа выше тела, низшее созидается прежде, а потом уже высшее и важнейшее? Не видишь ли, возлюбленный, что и с (прочим) созданием было то же самое? Небо и земля, солнце и луна, и все прочее, а также неразумные животные были уже сотворены, и после всех их — человек, которому надлежало владычествовать над всеми этими тварями. Подобным образом и при сотворении самого человека прежде является тело, а потом уже, что драгоценнее (его) — душа.

(I, 40)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XIII. С. 104–105
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 107–108

Человек может уподобиться зверю

Так звероподобен бывает человек, предавшийся злу. Насколько велико и почтенно (по своей природе) это разумное существо, особенно, когда устремляется на делание добра, настолько же оно походит по жестокости на лютых зверей, когда уклоняется к злу. Впавши в дикость их, это кроткое и разумное существо далеко даже превосходит и их лютостью.

(I, 76)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XVIII. С. 167
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 159

Человек с сердцем нечистым подобен гробу, носит в себе мертвую смердящую душу

И ныне много людей, подобных гробам повапленным (см.: Мф. 23:27), которые снаружи украшены, а внутри исполнены всякого беззакония. И ныне о внешней чистоте прилагают много труда, много заботы, а о душевной нисколько. Но если бы кто раскрыл совесть каждого, то нашел бы множество червей, множество гноя и нестерпимое зловоние, — я разумею гнусные и злые пожелания, которые отвратительнее червей… Размысли, как родился ты, чего удостоился, какую получил одежду, как соделался храмом нетленным, прекрасным, украшенным не златом или перлами, но Духом Святым, — чтó несравненно драгоценнее. Подумай, что в городе не держат ни одного гроба с покойником; поэтому и тебе нельзя явиться во град горний. Если это воспрещено здесь, то тем более — там. Или лучше, и здесь над тобою стали бы все смеяться, если бы ты стал носить мертвого человека, и не только стали бы смеяться, но и убегать тебя… А ты представляешь гораздо ужаснейшее зрелище: ты носишь всюду душу, умершую от грехов, душу, преданную гниению. Кто пожалеет о таком человеке? Если ты не жалеешь о своей душе, то будет ли жалеть кто-либо другой о таком жестоком и пагубном враге самому себе? Если бы кто в твоей спальной или столовой комнате зарыл мертвое тело, то чего бы ты не сделал? А ты зарываешь мертвую душу не в столовой и не в спальной, но между членами Христовыми, — и ты не боишься, чтоб не поразили с неба твою голову тысячи громов и молний? Как же ты осмеливаешься ходить в церковь Божию и в святые храмы, будучи исполнен внутри такого отвратительного зловония? Если бы кто внес мертвеца в царские чертоги и положил его там, тот понес бы жесточайшее наказание. А ты входишь в священную ограду и наполняешь дом Божий таким зловонием: подумай, какому подвергнешься наказанию? Подражай той блуднице, которая миром помазала ноги Христовы и весь дом наполнила благовонием; ты делаешь совсем напротив относительно дома Божия. Что нужды, если ты и не чувствуешь зловония? Это только крайняя степень болезни твоей — жестокой и тяжкой.

(I, 590)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXXIII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 23:14–28. С. 738–739
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 676

Небрегущие слышанием слова Божия теряют Человеческий образ и достоинство души, отвыкают от духовной пищи

Можно ли это снести? Можно ли стерпеть? Собрание у нас с каждым днем становится меньше. Город полон людей, а церковь пуста; театр и портик полны, а дом Божий пуст. А лучше, если сказать правду, город пуст, а церковь полна людей. Людьми называть должно не тех, которые на площади, а вас, которые в церкви; не тех беспечных, которые пристрастились к житейскому, а вас, которые житейскому предпочитаете духовное. Не тот человек, у кого есть тело и голос человеческий, а тот, у кого есть душа человеческая и душевное настроение. А о душе человеческой ничто так не свидетельствует, как любовь к слову Божию; равно ничто так не показывает и не обличает души скотоподобной и неразумной, как пренебрежение к слову Божию. Хочешь знать, что, небрегущие о слышании слова Божия, этим небрежением, потеряли человечество (τό έιναι άνθρωποι) и утратили самое природное достоинство свое? Скажу вам не свое слово, но пророческое речение, подтверждающее мою мысль, чтобы вы видели, как не любящие духовных слов не могут быть и людьми, чтобы видели, как город у нас обезлюдел. Громогласнейший Исаия, этот созерцатель чудных видений, удостоившийся еще во плоти видеть серафимов и слышать ту таинственную песнь, — он, вошедши в многолюдную столицу иудейскую, то есть, в Иерусалим, стоя на середине площади, тогда как окружал его весь народ, — желая показать, что не слушающий пророческих слов — не-человек, взывал так: приидох, и не бяше человека; звах, и не бе послушающаго (Ис. 50:2). И в доказательство, что он сказал это, не по совершенному недостатку присутствующих, но из-за беспечности слушателей, после слов: приидох, и не бяше человека, прибавил: и не бе послушающаго. Стало быть, присутствующие были, только не считались присутствующими, потому что не слушали пророка. Поэтому он, как пришел, и не бяше человека, звал, и не бе послушающаго, обращает речь к стихиям и говорит: слыши, небо, и внуши земле (Ис. 1:2). Я, говорит, послан к людям, к людям, имеющим ум; но так как нет у них ни рассудка, ни чувства, то обращаюсь с словом к стихиям, не имеющим чувства, в обличение одаренных чувством, но не пользующихся этим преимуществом… Если же пророк о присутствующих говорит, что они не-люди, потому что не внимали усердно словам (пророческим), то чтó сказать нам о тех, которые не только не слушают, но и не хотят войти в это святилище, о тех, которые блуждают вне этого священного стада, находятся вдали от этого матернего дома, на распутьях и переулках, как беспорядочные и ленивые дети?… Как мы того, кто отвращается человеческой пищи и пьет со скотами терния и травы, не можем назвать человеком, так точно не можем назвать человеком и того, кто не любит истинной и приличной душе человеческой пищи, то есть слова Божия, но сидит в мирских собраниях и сборищах, где всегда бездна разврата, и питается нечестивыми речами. Человек, по-нашему, не тот, кто только питается хлебом, но кто, преимущественно пред этой пищей, вкушает божественные и духовные слова.

(I, 683)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания
    С. 101–103
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III
    С. 113
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Высокая цена Человека пред Богом

У Бога, после Божией Матери и Святых Ангелов, нет более никого выше и дороже человека, коему Он уподобился, за коего пострадал, умер и воскрес; все небо и Царство Небесное есть наследие человека и кроме него нет больше наследников, коим было бы сказано: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф. 25:34).

(X, 888)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 2. Слова
    С. 89, 90

Человек бывает то храмом Божиим, то храминой бесовской

Всякий человек, даже благочестивый, но не обучивший себя всякой добродетели и не утвердившийся в ней, по действию искушений вражеских, и по греховному навыку или невниманию к себе и неосторожности, бывает то храмом Божиим, когда твердо стоит в вере и добродетели, то храминою бесовскою, когда увлекается искушением на зло, или, искренно покаявшись, становится, по милости Божией, опять храмом Божиим.

(X, 932)
Источники:
  • Новые слова и поучения 1903 года / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). — Кронштадт, 1904.
    С. 28

Выше Человека на земле нет ничего

Кто раздражается на другого из-за чего-нибудь вещественного, тот ставит этот вещественный предмет выше брата. Но что выше человека? На земле — ничто.

(X, 1025)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 3
    С. 539

Человек немощен: в нем тьмочисленные страсти; покаяние и имя Христово очищает его на всяк день

Именем Господним я каждый день побеждаю страсти; чрез покаяние и призывание с верою имени Иисуса Христа спасаюсь, очищаюсь, утешаюсь; в этом чудном спасительном Имени нахожу величайшую отраду. Сколько во мне безобразных, нелепых грехов: лености, самолюбия, саможаления, плотоугодия, кичения и лукавства, раздражения, малодушия, уныния… Эти и тьмочисленныя страсти не оскудели от мене, как говорится в молитве Метафраста. Вот какое я чудовище нравственное! Какой я отвратительный, скверный человек! Правда, я плачу, часто плачу о грехах моих и примиряюсь с Богом и своей совестью, — и нога моя нередко стоит на правоте (Пс. 25:12), по слову Давида, но надолго ли? До случая, до искушения: и я опять согрешаю теми же грехами; правда, я берегусь от скверных, грубых, наглых грехов; но кто знает: не пал ли бы и ими, если бы представился мне удобный случай, от коего один Бог бережет меня в премудром Своем о мне промышлении. А наклонности ко всякому греху во мне много, много. Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба твоего (Пс. 18:13)!

(X, 1077)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 4
    С. 41, 42

Человек крайне изменчив и с высоты духовной вмиг может пасть в бездну греха

Человек ужасно непостоянен и изменчив вследствие первоначального повреждения в раю: с высоты горнего созерцания и помыслов Божественных, он во мгновение может упасть в мерзость скверных, лукавых, блудных и хульных, злых и завистливых помыслов и чувств, так, что после высокой духовной радости приходится тайно плакать о своем окаянстве. Блажен, кто благодатью Божией утвердился непоколебимо в Боге и избегнул козней велиара — богохульника.

(X, 1154)
Источники:
  • Сергиев Иоанн Ильич (КРОНШТАДТСКИЙ), протоиерей. — Живой Колос. Выписки из дневника за 1907−1908. С.-Петербург, 1909.
    С. 140

Для блага Человечества требуется мир, а на земле только Церковь обладает всегдашним миром, а не мятущийся разум человека

Только Церковь Божия на земле обладает всегдашним миром и будет обладать им до скончания века, а мир прелюбодейный и грешный, отступивший от Бога и Его праведных законов — мятется и будет до конца своего смущаться от своих заблуждений и своего безумия. В этом безумии он восстает на бесконечный и совершенный разум Божий, и во всех своих умствованиях и действиях дерзновенно противится ему, мечтая, что он сам собою, этот несмысленный разум человеческий, устроит благо человечества наилучшим образом и достигнет совершенства. А достигает ли и достигнет ли когда? Никогда. Дерево познается по плодам. Смотрите же на эти плоды нынешней цивилизации, кому они приятны и полезны. — Отчего ныне Россия в смятении? Отчего учащееся юношество потеряло страх Божий и бросило свои прямые обязанности и занятия, отчего гордые интеллигенты стремятся в опекуны и правители народа, не понимая этого народа и его действительных нужд, — и не любя его? отчего нравы всех развратились? — От того, что у всех оскудела вера в Бога, в Его праведные вечные глаголы; от того, что они отпали от Церкви Божией, единственной руководительницы к святой христианской жизни, — Единой, которая ходит во свете Божием и всех руководит к свету и правде, которая одна охраняет твердо законные права и Власти, и подданных, и всех и каждого, и всем предписывает строго исполнять свои обязанности. Потеря веры в Бога, в Евангелие, в Церковь, отвержение Ее руководства — причина всяких безобразий в России.

(X, 1181)
Источники:
  • Новые слова и поучения 1905 года / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). — Кронштадт, 1906.
    С. 30, 31