Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

В Откровении Церкви одна за другую не упрекаются

  1. В откровении к семи Асийским Церквам, ни одна из них за другую не упрекается, а упрекается только каждая за собственные недостатки. Действительно, хорошо и полезно вселенское единение Церкви, но это возможно только при внешних условиях, не говорю уже — духовном согласии и единомыслии.
(X, 488)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 10
Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Разговор в Церкви — великий грех

  1. Не люблю тех, кто в церкви говорит. Ну, от помыслов не уйдешь; а за язык-то кто тебя тянет? И других соблазняешь. Спасайся.
(X, 637)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия к монахиням / [Предисл.: пр. С.Ч.]; Изд. Козел. Введ. Оптиной пустыни. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1910.
    С. 118
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Церковь — лечебница

Церковь есть духовная лечебница, и приходящие сюда должны получать соответствующие врачевства, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда.

(I, 2)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА I. С. 2
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 22

Церковь есть торжище, лечебница, школа для душ

Церковь Божия есть духовное торжище и вместе врачебница душ: следовательно, мы должны, подобно пришедшим на торжище, собрать в ней много добра и с ним-то возвратиться домой; должны, подобно входящим в лечебницу, взять здесь приличные болезням нашим врачевства и с ними уже выйти отсюда. Не для того каждый день собираемся мы сюда, чтобы только повидаться друг с другом и потом всем разойтись, но чтобы каждый из нас узнал здесь что-нибудь полезное, получил врачевство против возмущающей его страсти и затем ушел отсюда домой. Не крайне ли странно будет, если мы, посылая детей своих в школу, всякий день требуем от них какого-нибудь успеха в учении и никак не позволим ходить им туда попусту и напрасно, когда увидим, что они уже не приобретают там ничего полезного: а сами, уже достигшие полного возраста, приходя в это духовное училище, не покажем и равного им усердия, и притом в таком деле, от которого зависит спасение души? Итак, каждый из нас, прошу, пусть испытывает сам себя ежедневно, что пользы он получит от сегодняшнего чтения, и чтó от следующего, дабы не оказалось, что и мы собираемся сюда попусту и напрасно.

(I, 168)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XXXII. С. 337
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 292–293

Церковь неодолима вратами ада

Врата адова не одолеют ей (Мф. 16:18). Не смотри, что это — слова; но они — слова Божии. Словом, Бог утвердил небо и словом основал землю на водах (Пс. 32:6, 103:5), устроив так, что вещество твердое и тяжелое держится на легком и жидком, и море, неудержимое в ярости и поднимающееся такими волнами, словом оградил Он со всех сторон слабой стеной — песком. Чему же ты удивляешься, если Тот, Кто словом утвердил небо, основал землю и положил предел морю, тем же словом оградил Церковь, которая драгоценнее неба, и земли, и моря?

(I, 674)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания
    С. 64
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III
    С. 79
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Задачи церковного Попечительства для уничтожения нищенства в городе, праздности и пьянства, а также для благолепия местного храма

Избранным из числа членов попечительства лицам должно поручить узнать самых бедных в городе, нуждающихся в неотложном пособии чем бы то ни было: дачею ли им личного труда или материальным пособием и, составив им список, по возможности, удовлетворять их, и вообще следует составить списки самобеднейших семейств или отдельных лиц <…> Церковное попечительство главнейшим образом учреждено для уничтожения нищенства и попрошайства в нашем городе, для искоренения лености, праздности, тунеядства и пьянства, для приискания работ бедным, для учреждения ремесленной школы для бедных детей, для устройства рабочего дома или, на первый раз, для найма дешевых или даровых помещений для бедных, — а потом церковное Попечительство может иметь предметом своим и самый храм, попечение о его благолепии, чистоте и о потребностях его; о поддержании хора певчих и, наконец, самый причт. Церковное Попечительство есть учреждение первых христиан времен апостольских, кои, по братской любви, так заботились друг о друге, что не бяше нищ ни един в них (ср.: Деян. 4:34), — как говорит богоглаголивый Лука.

(X, 925)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 3. Проповеди
    С. 129, 130

Убегающие от Церкви по наружности здоровы, а в душе бедны, больны, слепы и мертвы

Сколь важна для нас Церковь, и сколь она необходима для каждого из нас! А между тем многие заблуждающие бегают от Нее, чуждаются Ее, хулят Ее. О, бедные, несчастные, погибающие! Глядя на ваши удовольствия, на вашу жизнь поверхностно, подумаешь, что вы здоровы, довольны, и не нуждаетесь в Церкви, в Ее врачевании, спасении, в Ее услугах вам, — но это — по наружности только, а в душе вы бедны, больны, окаянны, нищи, слепы и мертвы.

(X, 1090)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 5
    С. 13

Церковь — великая сила; Бог с теми, кто держится Ее

Церковь, вместе молящаяся, есть великая сила Божия, побеждающая полки демонские и могущая испросить у Бога всякий дар совершенный, всякую помощь, всякое заступление, избавление и спасение. Поэтому блаженны все, искренно приходящие в Церковь и молящиеся в Церкви: с ними Бог, они не лишатся всякого блага (Пс. 33:11). — Горе оставляющим собрание церковное: с ними диавол, уловивший их в свою волю (2 Тим. 2:26).

(X, 1094)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 5
    С. 45

Церковь — наилучший педагог

Христианин без церкви (храма), как рыба без воды, не может жить истинною жизнью: церковь — его стихия… Никто так не воспитывает человека для неба, для Бога, как Церковь. Это наилучший педагог.

(X, 1096)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 5
    С. 48, 49

Разговаривающие в Церкви — люди без веры и любви к Богу

Случается часто видеть в Церкви людей, кои не молятся, а разговаривают или смеются, или скучно блуждают глазами по сторонам. Это — люди без веры и любви к Богу, не трудившиеся в приобретении веры и любви к Нему, значит, — люди плотские, у коих, то есть, бессмертный дух работает плоти и миру, а не Богу.

(X, 1134)
Источники:
  • Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). - С.-Петербург : ред. журн. "С.-Петерб. духов. вестн.", 1900.
    С. 39
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

В Церкви не нужно отличаться от других поклонами и умилением

  1. В общественной молитве не надобно отличаться от прочих поклонами, или на коленях молиться, а когда положены по уставу поклоны, то надобно класть в приличное время. Внутренние чувства не надобно при всех выражать; а если придет чувство умиления, то надобно иметь оное сокровенно: Бог зрит на сердце. Когда особо молимся, можно и наружно выражать, только смиренно: Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:19).
(X, 301)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 464
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Из Церкви ничего не брать

Ни под каким видом, предлогом, либо делом, ниже щетки, ниже ничего никогда не брать церковного, боясь за то прещения Божия, ибо во храме все наималейшее принадлежит токмо Единому Богу! И все, хотя и малое, взятое оттуда, есть как бы износимый огнь, все и вся попаляющий.

(X, 841)
Источники:
  • Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губ. Ардатовскаго уезда с жизнеописанием основателей ея: преподобнаго Серафима и схимонахини Александры, урожд. А. С. Мельгуновой / составил архимандрит Серафим (Чичагов). — Изд. 2-е. — С.-Петербург: Серафимо-Дивеевский монастырь, 1903 (Тип. М. М. Стасюлевича).
    С. 278

Всякое послушание в Церкви превыше другого дела поставится у Бога

Отец Серафим говорил им: «нет паче послушания, как послушание Церкви! И, если токмо тряпочкою притереть пол в дому Господнем, превыше всякого другого дела поставится у Бога! Нет послушания выше Церкви! И все, что ни творите в ней, и как входите и исходите, все должно творить со страхом и трепетом, и никогда не престающею молитвою, и никогда в церкви, кроме необходимо должного же церковного и о церкви ничего не должно говориться в ней! И что же краше, превыше и преслаще Церкви! И кого бо токмо убоимся в ней, и где же и возрадуемся духом, сердцем и всем помышлением нашим, как не в ней, где Сам Владыка Господь наш с нами всегда соприсутствует!» Говоря это, батюшка сиял от восторга неземной радостью.

(X, 843)
Источники:
  • Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губ. Ардатовскаго уезда с жизнеописанием основателей ея: преподобнаго Серафима и схимонахини Александры, урожд. А. С. Мельгуновой / составил архимандрит Серафим (Чичагов). — Изд. 2-е. — С.-Петербург: Серафимо-Дивеевский монастырь, 1903 (Тип. М. М. Стасюлевича).
    С. 279