Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Да приидет царствие Твое (Мф. 6:10)

… И эти слова приличны доброму сыну, который не привязывается к видимому и не почитает настоящих благ чем-либо великим, но стремится к Отцу и желает будущих благ. Такая молитва происходит от доброй совести и души, свободной от всего земного… Кто имеет такую любовь, тот не может ни возгордиться среди благ этой жизни, ни отчаяться среди горестей; но, как живущий на Небе, свободен от той и другой крайности.

(I, 434)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XIX. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 6:1–15. С. 216, 218
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 274, 275

Царства Небесного ищущим, все земное приложится

Ищите Царствия Небеснаго, и сия вся приложатся вам (ср.: Мф. 6:33). И не сказал: даны будут, но — приложатся, чтобы ты знал, что настоящие блага ничего не значат в сравнении с величием будущих. Потому-то Он и не повелевает просить настоящих благ, но просить иных благ, и надеяться, что и те присоединятся к этим. Итак, ищи благ будущих — и получишь настоящие; не ищи видимых — и непременно получишь их. Да и неприлично тебе приступать ко Владыке с молитвой о таковых благах. Будучи обязан прилагать все тщание и всю заботу свою о неизреченных благах, ты крайне бесчестишь себя, когда изнуряешь себя заботливыми помыслами о благах скоропреходящих.

(I, 451)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XXII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 6:28–34. С. 253
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 303

Царствие Небесное — брак

Почему Царствие Небесное называется браком? Чтобы ты познал попечение Божие, любовь Его к нам, великолепие во всем, — познал то, что там ничего нет печального и прискорбного, но все исполнено духовной радости.

(I, 581)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXIX. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 22:1–14. С. 701
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 648
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Царствие Божие — жизнь

Да приидет Царствие Твое, то есть Царство Жизни, ибо ныне продолжается царство смерти, под владычеством, большей частью, имущего державу смерти — диавола. Как приходит к человеку Царствие Божие в этой жизни? Чрез сердечное покаяние. Покайтеся, приближибося Царствие Небесное (Мф. 3:2).

(X, 953)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 1
    С. 154
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Царствие Божие, внутрь нас сущее, и есть благодать, исполняющая нас своими дарованиями

— Благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21). Под Царствием же Божиим Господь разумел благодать Святого Духа. Вот, это Царствие Божие теперь внутрь нас и находится, а благодать Духа Святого и отвне осиявает, и согревает нас и, преисполняя многоразличным благоуханием окружающий нас воздух, услаждает наши чувства Пренебесным услаждением, напояя сердца наши радостью неизглаголанною. Наше теперешнее положение есть то самое, про которое Апостол говорит: вера наша состоит в явлении Духа и силы (1 Кор. 2:4). Вот, в этом-то состоянии мы с Вами теперь и находимся. Про это состояние именно и сказал Господь: суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Царствие Божие, пришедшее в силе (ср. Мк. 9:1)… Вот, батюшка, Ваше Боголюбие, какой неизреченной радости сподобил нас теперь Господь Бог!… Вот, что значит быть в полноте Духа Святого, про которую святой Макарий Египетский пишет: «я сам был в полноте Духа Святого!» Этою-то полнотою Духа Своего Святого и нас, убогих, преисполнил теперь Господь… Ну, уж теперь нечего более, кажется, спрашивать, Ваше Боголюбие, каким образом бывают люди в благодати Духа Святого!

(X, 765)
Источники:
  • Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С 60 рис., 8 миниатюрами, 2 пл. (Саров. пустыни и Дивеев. монастыря) и картой путей в Саров / Сост. Л.И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. - Москва : А.Д. Ступин, 1904.
    Беседа преподобного Серафима с Мотовиловым о цели христианской жизни
    С. 333–334