Болтливость, как грех языка
[На Псалом 140]. Много зла причиняет болтливость языка, и напротив, воздержание его — много добра. Как нет никакой пользы от дверей и ворот, если нет при них стражей и людей знающих, когда надобно запирать их и когда отворять, так не будет пользы и от языка и уст, если разум не будет приставлен открывать и закрывать их с точностью и великою осмотрительностью, и знать, чтó нужно произносить и чтó держать внутри. Не столь многие, говорит Премудрый, пали от меча, сколько от языка (ср.: Сир. 28:21)… Подумай, что это — член, которым мы беседуем с Богом, которым возносим Ему хвалу; это — член, которым мы принимаем страшную Жертву… Поэтому нужно, чтобы он был чистым от всякого осуждения, порицания, сквернословия, клеветы. Если в нас рождается какой-нибудь скверный помысл, то надобно подавить его внутри, и не допускать ему переходить в слова.
(II, 584)