Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Гневное расположение особенно вредно Больному

327. Упование на милосердие Божие спасает грешников кающихся и вместе смиряющихся подобно мытарю, который не прогневался и на фарисея, уничижившего его. Гнев же никогда правды Божией не соделывает, кольми паче вредно гневное расположение болящему.

(X, 444)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 70
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Чин Больного и благодарящего велик пред Богом

  1. О том, что не можешь быть в храме по болезни, не скорби много, вспоминая житие Пимена Многоболезненного: как он не выходил из келии, и даже не желал выздоровления, и сподобился пострижения от рук святых Ангелов? Чин болящего и благодарящего велик пред Богом, и даже равен седящему в пустыне, в повиновении старца совершенно.
(X, 37)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 1. Письма к монашествующим
    С. 307

Больной и служащий ему: им одна награда

  1. Пишешь: тяготит тебя, что за тобою ходят, и усугубляет твою болезнь, — это искушение вражие: они ходят с любовью и состраждут тебе; за что, конечно, не лишаться от Бога награды, боляй и служай единую мзду приемлет от Бога.
(X, 91)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 419

Уход за Больным выше утешения — быть за службой в праздник в храме

  1. Ты описываешь чувство своей скорби, что в Великий праздник Входа Господня в Иерусалим вы лишены столь величественной службы и воспоминаешь утешение сего дня прошлого года. Посмотрим, нет ли тут своекорыстия и любви к себе? Мы ищем и желаем сладостного духовного наслаждения; не спорю, оно приятно, — но ниже Креста, Крестом и онό нам даровано, и без Креста прочно быть не может. Оно приходит и оставляет нас по мере того, как идем путем креста и смирения. Ты теперь лишена службы, а, может быть, и утешения духовного; но любовь выше всего этого, по исчислению святого Апостола, выше добродетелей и трудов, даже и самых дарований, не имущих любви, без коей они медь звеняща и кимвал бряцаяй (1 Кор. 13:1). Ты из любви к сестре и к утешению скорбящей матери, — тоже любовь, — оставила в сие время обитель; получишь и воздаяние; но не скорби и не высокомудрствуй.
(X, 96)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 444–445

При служении Больному нужно хранить свое здоровье

  1. Что Вы удостоиваетесь послужить болящей, то за сие благодарите Бога, но да не вознесется сердце Ваше о сем; быть у больной весьма доброе дело; и заповедь Божия, и долг любви сего требует; но только не выше сил и не с потерей своего здоровья. Да сохранит вас Господь!
(X, 116)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 3. Письма к монашествующим
    С. 76

Посещать Больного только без душевного вреда для себя

  1. Хотя и доброе дело — иметь попечение о больных и посещать их, но надобно иметь рассуждение; где повреждается душевное устроение Ваше, то и без вас дело обойдется.
(X, 124)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 3. Письма к монашествующим
    С. 130