Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Болезнь тела есть подвижничество отраднейшее, без возношения, только бы не роптать на Бога и людей

  1. Святой Лествичник и болезнь называет подвижничеством, и притом подвижничеством отраднейшим, хотя и невольным. Отраднейшим потому, что на произвольное подвижничество охотников мало, и при том, тут может примешиваться возношение, осуждение других, а в невольном болезненном подвижничестве нечем человеку погордиться, несть же оное человек несет, как-нибудь, хоть и невольно, по нужде — уж некуда деваться. Произвольное и невольное подвижничества равно усмиряют плоть, а последнее иногда посылается еще и для истребления возношения. Поэтому старайся в болезни благодушествовать и благодарить милосердие Божие, за невольное вразумление. И опять, более всего в болезненном положении остерегайся ропотливого расположения духа. Также берегись роптать и на людей за неисполнение каких-либо твоих требований, или по другим каким причинам. Что ни посылается к нашему терпению, все это попущается Промыслом Божиим к нашей душевной пользе, если только сами не повредим сего нашим неблагоразумием.
(X, 367)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 118

Болезнь тела невольная: в ней сокрыта милость Божия

  1. «В болезнях невольных милость Божия сокрыта», — говорит преподобный Марк Подвижник.
(X, 445)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 74

Чахотка вообще дает мирную кончину и бывает не без воли Божией

  1. Жаль, что сестра твоя N, по-видимому, так неблаговременно заболела чахоткой. Но Бог лучше нашего знает, чтό кому и когда полезнее. Мы любим друг друга по-человечески, а Бог милует нас, как Бог Всеблагий, и промышляет всячески о пользе нашей душевной. В этой болезни вообще люди получают мирную и христианскую кончину; потому много о сестре и не заботься.
(X, 460)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 104

Чахотка многих обращала к Богу

  1. О брате твоем, больном душевно и телесно скажу, что болезнь телесная ему на великую пользу. Если он и умрет чахоткой, не жалей. Если болезнь чахоточная его не вразумит и не обратит к вере и к Богу, то ничто другое не может ему принести никакой пользы <…> Чахотка, или вернее чахоточное состояние, обращало к Богу многих.
(X, 470)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 119
Георгий, затворник Задонский

Георгий, затворник Задонский

При Болезни тела просфора с святой водой после молебна

  1. При болезни советую Вам попросить священника отслужить молебен с водосвятием и потом окропиться святой водой, и ежедневно пить оную воду, и с ней употреблять часть просфоры. Сим средством многие избавились от болезни и беснования: ибо, когда человек употребляет просфору и святую воду, тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освещаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели.
(X, 723)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 3
    С. 596
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Болезнь тела — наказание за прошлые грехи

[На Псалом 3]. Многие ведут войну в домах своих: один встречает войну от жены, другой осаждается сыном, иной терпит неприятности от брата, иной — от слуги, — и каждый мучается, досадует, сражается, причиняет войну и поражается войною; но никто не думает, рассуждая сам в себе, что, если бы он не посеял грехов, то не возросли бы в доме его терния и волчцы, — если бы не подложил искр греховных, то не воспламенился бы дом его. А что домашние бедствия большей частью суть плоды грехов, и что исполнителями наказания грешнику Бог назначает домашних его, об этом свидетельствует Божественное Писание, которого нет ничего достовернее. С тобою ведет войну жена, при входе твоем встречает тебя, как дикий зверь, изощряет язык свой, как меч? Прискорбно, конечно, что помощница сделалась противницею; однако исследуй самого себя, не замышлял ли ты в юности чего-нибудь против какой-нибудь женщины, и вот оскорбление женщины отмщается женщиною и чужую рану врачует собственная жена твоя. Хотя сама действующая не знает этого, но знает врач — Бог. Он действует на тебя ею, как железом, и как железо не знает того, что делает, а знает совершающий железом врачевание — врач, так и здесь, хотя жена поражающая и муж поражаемый не знают причины поражения, но Бог, как врач, знает, что полезно. А что злая жена есть бич за грехи, об этом свидетельствует Божественное Писание; оно говорит, что грешному мужу дастся злая жена (см.: Сир. 25; Сир. 26)… А что и нападения от детей суть также наказания за грехи, тому свидетель Давид, гонимый сыном своим Авессаломом за беззаконную связь, как показывает псалом третий… Но что я говорю о домашних бедствиях, если и самое тело наше, которое всего ближе и любезнее нам, — если и оно порою враждует против нас, когда мы согрешаем, отмщая нам горячками и другими болезнями и страданиями, не потому, чтобы оно хотело этого, но потому, что делать так заповедано ему? Об этом свидетельствует Христос, Который сказал исцеленному расслабленному: се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5:14). Итак, узнав, братие, что войны от домашних и болезни телесные большею частию бывают за грехи, будем истреблять источник зол — грех.

(II, 475)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1899. Т. V.
    Беседы на Псалмы
    Беседа 1. С. 7, 8, 9
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. V. С. 36

Безропотное перенесение Болезни тела равно мученичеству

[На Псалом 127]. Если ты, возлюбленный, подвергнешься болезни, горячке или ранам, и боль будет заставлять тебя сказать какую-нибудь хулу, но ты воздержишься, будешь благодарить и славить Бога, то получишь великую награду. И для чего роптать, скажи мне, и произносить богохульные слова? Разве боль сделается от того легче для тебя? Даже, если бы она и делалась легче, и тогда не следовало бы решаться на это, и терять спасение души, заботясь доставить облегчение своему телу. Между тем, боль от этого не только не облегчается, но еще становится тяжелее… Итак, мужественно переноси все случающееся; это для тебя — мученический подвиг. В самом деле, не только то составляет мученичество, когда кто получает приказание принести жертву и не приносит ее, и даже решается лучше подвергнуться терзаниям, нежели исполнить это; но и то делает мучеником, когда кто, несмотря на боль, принуждающую роптать, решается терпеть и не говорить ничего непристойного (пример Иова).

(II, 565)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1899. Т. V.
    Беседы на Псалмы
    Беседа 37. С. 400
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. V. С. 368

Мы более внимательны к Болезни тела, чем к болезни души

[Беседа XXXVIII]. Мы остаемся бесчувственными, когда в нас сильно страждет душа, а когда тело получает хотя малое повреждение, то употребляем все усилия, чтобы излечить его от недуга, потому что чувствуем боль. Поэтому-то Бог часто наказывает тело за грехи души, чтобы от наказания низшей части и высшая получила какое-нибудь врачевание.

(II, 769)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1902. Т. VIII.
    Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова
    С. 241
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VIII. С. 211
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

В Болезни тела прежде обращаться к приобщению Святых Таин, а потом к врачам, коих Господь умудряет

У него (Иаира) при смерти единородная дочь, и он обращается с просьбой о помощи не к врачам, а к Иисусу Христу, веруя, что Он одним словом может исцелить ее. Так и вы, братие мои, когда заболеваете…, обращайтесь прежде всего с молитвою о помощи к Иисусу Христу, Врачу душ и телес наших; приглашайте в дом духовного отца с божественными Тайнами Тела и Крови Господней, и, верьте, что, как Иаир, не будете посрамлены в вашем уповании. Сколько примеров было и при моем духовном требоисправлении, что больные, обращавшиеся прежде всего за помощию к Богу, прибегавшие к покаянию и причащению, быстро поправлялись по приобщении Святым Тайнам! Я могу назвать вам многих, сподобившихся такой великой милости Божией… А как много есть и ныне таких из христиан, кои в болезни своей обращаются лишь к врачам, забывая обратиться к Иисусу Христу, Который и врачей, особенно, верующих в Него, умудряет.

(X, 916)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 2. Слова
    С. 625, 626, 627

В Болезни тела не давать места ропоту, а спокойно принимать с благодарением, провидя душевную пользу, по устроению Промысла

Ты болен, и болезнь твоя очень мучительна: ты упал духом, уныл; мысли одна другой мрачнее обуревают тебя; твое сердце и твои уста готовы к ропоту, хуле на Бога. Брат мой! прими искренний от меня совет: терпи великодушно свою болезнь и не только не унывай, напротив, если можешь, радуйся своей болезни. Чему же радоваться, спросишь, когда тебя ломает вдоль и поперек? Радуйся тому, что Господь взыскал тебя временным наказанием, да очистит душу твою от грехов, его же бо любит Господь, наказует (Евр. 12:6); радуйся о том, что ты теперь не удовлетворяешь тем страстям, коим удовлетворял бы, будучи здоровым; радуйся, что несешь крест болезни и, значит, идешь узким и скорбным путем, ведущим к Царствию. Болезни, на наши глаза, представляют из себя только одно болезненное, неприятное, ужасное: редко кому из нас во время болезни представляется польза, которую приносит душе нашей болезнь; но у Премудрого и Всеблагого Промыслителя — Бога ни одна болезнь не остается без пользы для души нашей. Болезни в руках Промысла то же, что горькие лекарства для души нашей, исцеляющие страсти ее, худые привычки и наклонности. Не возвратится тоща ни одна болезнь, посланная на нас. Поэтому надо иметь в виду пользу болезней, чтобы легче и спокойнее можно было страдать. Пострадавый плотию, преста от греха (1 Пет. 4:1), — сказано в Писании.

 

(X, 1015)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 3
    С. 522, 523

Горе, если бы Болезнь тела не кончалась смертью, приносящей покой

143. Болезнь моя обострилась и почти постоянно гнетет, и подавляет меня. Господь напоминает мне чрез нее, что я приближаюсь к пределу, всем назначенному. Да, и горе было бы нам, если бы наши болезни не кончались смертью, ведь смерть мужу покой (ср.: Иов. 3:23). О, дал бы Бог вкусить этот покой, о коем Церковь так усердно молит.

(X, 1201)
Источники:
  • Письма о. протоиерея Иоанна к настоятельнице Иоанно-Предтеченскаго Леушинскаго первокласснаго монастыря игумении Таисии. - С.-Петербург: Синодальная тип., 1909.
    С. 95
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

При Болезни тела сначала уврачевать душу, чрез таинства, а затем обращаться к врачам

  1. Ты пишешь о болезни, от коей была даже в опасности жизни, и удостоилась Елеосвящения и принятия Святых Христовых Таин. Слава Богу! Это самое благонадежное лекарство — очистить душу; а тогда уже можно употребить и лекарства, по предписанию врача. Это не воспрещается и святыми отцами, и ежели нужно, то и я тебе советую не оставлять сего; впрочем, с упованием на помощь Божию, и получите; аще есть воля Божия, то Он и врача врачует, и лекарству подаст врачебную силу.
(X, 26)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 1. Письма к монашествующим
    С. 241

При Болезни тела молитва может быть без поклонов, ума к Богу обращением

  1. Болезнь невольно заставляет помнить о будущей жизни и не увлекаться прелестями мира; да и ум после болезни бывает чище и прозрачнее, она же заменяет и недостаток дел наших. Правило по болезни можешь исполнять не только без больших, но и без малых поклонов; при немощи требуется ума к Богу обращение, а когда есть сила, то и телесный труд нужен.
(X, 86)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 392

Терпение Болезни тела заменяет подвиги и борьбу со страстями

  1. Не без отеческого промысла Божия попущена тебе болезнь. Не малый бы был подвиг, иметь борьбу со страстьми; а теперь — другого рода скорбь, — терпение болезни, которая заменит труды телесные и подвиги, токмо не уклоняйся в ропот, а терпи со благодарением; но не отягчай болезни твоей душевным расстройством, принимая горячо и чувствительно бывшее и случающееся. Прочти жизнь Пимена Многоболезненного, как он не желал даже исцеления от болезни, и какой плод принесла ему болезнь. Нам ко спасению нужны не одни вольные скорби, но и невольные: а паче, когда в вольных оскудеваем, то невольные нам помогают и спасение устроивают.
(X, 89)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 405

При Болезни тела обновляется внутренний человек

  1. [см.: 2 Кор. 4:16]. Ты полагаешь, что в болезни человек должен ощущать в себе в большей мере благодатные дары Святого Духа; но в этом ты ошибаешься. Из выписок святого Варсануфия ты можешь разуметь о пользе, от болезни происходящей; а обновление внутреннего человека, так разумеют учители Церкви: «Когда болезнь нас сокрушает, то страсти наши умаляются; ни любовь мира, ни плоти разжжения, ни другие страсти, утешающие внешнего человека, не действуют на нас»; а это разве и не есть обновление внутреннего человека? А ты простерлась уже и на духовныя дарования. Но оные не даются прежде совершенного смирения.
(X, 99)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 453–454

Болезнь тела выше говéния 

262. Слава Богу, ты сподобилась быть причастницею Пречистых Таин Христовых; а о том не малодушествуй, что не говела; да ты, страдая телом, больший переносишь подвиг говения.

N.B.: Говéние — этим словом в практике Русской Православной Церкви издавна называется приготовление к святому Таинству Причащения. Говение продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека (см. Богословско-литургический словарь // https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/bogoslovsko-liturgicheskij-slovar/134)

(X, 100)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 457

За Болезни тела венцы светлее, чем за добродетели

  1. За скорби и болезни венцы светлее даются, нежели за добродетели, а кто грешен, то ими очищаются грехи.
(X, 127)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 3. Письма к монашествующим
    С. 217

В Болезни тела милость Божия

Веруй Господу, что Он смотрительно попустил тебе проходить болезненную жизнь, да чрез сие устроит твое спасение; несомненно, Он мог бы даровать тебе здравие, но судьбы Его нам недоведомы; и Он вся творит сия любя тебя.

(X, 137)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 3. Письма к монашествующим
    С. 329

Болезнь тела предсмертная есть милость Божия для больного и служащих ему

  1. Сердечно сожалею о страдалице, матери З.; но кто может испытать бездну судеб Божиих, и отеческий Его промысл, пекущийся о нашем спасении? Тесный и прискорбный путь вводит в живот вечный; и мать З. стоит на оном, хотя и невольно, но благонадежно: милость Божия близ ея есть; да не унывает и не малодушествует <…> чрез нее и служащие ей милости Божией сподобляются. Опять скажу, да не унывает она: мне случилось видать болезни многих предсмертные, и добре поживших, но, видно, нужно было еще и страдание к увенчанию их в будущей жизни.
(X, 165)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 53

При Болезни тела только несомненная вера укрепляет душу, а чрез нее и тело

  1. Вы страдаете болезнью физической; не находя помощи от врачей, не имеете оной и в религиозном чувстве; недоверие и сомнение Вас смущают; а это очень тяжело для духа, и сугубую болезнь причиняет душе и телу <…> Очень жаль Вас, что Вы не имеете человека, укрепляющего Вас в несомненной вере, но паче еще, может быть, находитесь с такими, кои противоречат вере: как же вы утвердитесь в ней? и как предадитесь воле Божией, когда не имеете лучшего упования, кроме сей жизни? Страдает тело, страдает и душа; а если бы душа была укреплена верою, то и тело могло бы получить укрепление при спокойствии духа; смущенный же дух имеет влияние и на телесный состав, и болезнь умножает.
(X, 279)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 352, 354