Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Зрение Христа доступно нам и здесь чрез веру: мы носим Его в своем сердце

  1. Тебя смутило слово преподобного Симеона Нового Богослова, который говорит: кто в здешней жизни не узрит Христа в своем сердце, тот не узрит Его и в будущей жизни. Пишешь, что для тебя это изречение ужасающее. Успокойся и не беспокойся много. Если бы не были прибавлены слова — в своем сердце – тогда действительно было бы это изречение ужасающее. А зреть Христа в сердце своем, смиренный Никита Стифат объясняет так: егда кто горячесть души своей в залогственной вере зрит расширяему и Божию любовь: тогда Христа носити да весть в себе (см.: Добротолюбие. Ч. IV, сотница 3, гл. 23). И апостол Павел пишет: себе искушайте, аще есте в вере. Или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть; разве точию чим неискусни есте (ср.: 2 Кор. 13:5)… Значит, вся сила в вере.
(X, 464)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 108–109
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Блаженство Боговидения

Если Моисей имел прославленное лицо, и Стефан лицо ангельское, то представь, каков тогда должен быть вид общего Владыки! Может быть, многие воспламенились желанием узреть Его образ? Но, если мы пожелаем, то узрим и гораздо лучший образ. Если мы с упованием проведем настоящую жизнь, то увидим Его на облаках, сретивши в бессмертном и нетленном теле.

(I, 468)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XXVII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 8:14–22. С. 308
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII. С. 346
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Боговидение, доступное древним, нам непонятно, ибо мы, под видом просвещения, зашли, по гордости ума, во тьму неведения

— Батюшка, сказал я, как же и где я могу видеть благодать Духа Святого? Добрые дела видны, а разве Дух Святой может быть виден? Как же я буду знать, со мной Он, или нет? — Мы в настоящее время, — так отвечал Старец, — по нашей почти всеобщей холодности к святой вере в Господа нашего Иисуса Христа и по невнимательности нашей к действиям Его Божественного о нас Промысла, и общения человека с Богом до того дошли, что, можно сказать, почти вовсе удалились от истинно-христианской жизни. Нам теперь кажутся странными слова Священного Писания, когда читаем у апостола Павла: идохом во Ахаию, и Дух Божий не иде с нами, обратихомся в Македонию, и Дух Божий иде с нами (см.: Деян. 19:21−22, 20:22). Неоднократно и в других местах Священного Писания говорится о явлении Бога человекам. Вот некоторые и говорят: эти места непонятны, неужели люди так очевидно могли видеть Бога? А непонятного тут ничего нет. Произошло это непонимание от того, что мы удалились от простора первоначального христианского ведения и, под предлогом просвещения, зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется неудобопостижимо то, о чем древние до того ясно разумели, что им и в обыденных разговорах понятие о явлении Бога между людьми не казалось странным. Бога и благодать Духа Его святые люди не во сне видели и не в мечтании, и не в исступлении воображения расстроенного, а истинно въяве. Очень уж мы стали невнимательны к делу нашего спасения, отчего и выходит, что мы и многие другие слова Священного Писания приемлем не в том смысле, как бы следовало. А все потому, что не ищем благодати Божией, не допускаем Ей, по гордости ума нашего, вселяться в души наши, и потому, не имеем истинного просвещения от Господа, посылаемого в сердца людей, всем сердцем алчущих и жаждущих правды Божией.

(X, 760)
Источники:
  • Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С 60 рис., 8 миниатюрами, 2 пл. (Саров. пустыни и Дивеев. монастыря) и картой путей в Саров / Сост. Л.И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. - Москва : А.Д. Ступин, 1904.
    С. 325