
Боговидение

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный
Зрение Христа доступно нам и здесь чрез веру: мы носим Его в своем сердце
- Тебя смутило слово преподобного Симеона Нового Богослова, который говорит: кто в здешней жизни не узрит Христа в своем сердце, тот не узрит Его и в будущей жизни. Пишешь, что для тебя это изречение ужасающее. Успокойся и не беспокойся много. Если бы не были прибавлены слова — в своем сердце – тогда действительно было бы это изречение ужасающее. А зреть Христа в сердце своем, смиренный Никита Стифат объясняет так: егда кто горячесть души своей в залогственной вере зрит расширяему и Божию любовь: тогда Христа носити да весть в себе (см.: Добротолюбие. Ч. IV, сотница 3, гл. 23). И апостол Павел пишет: себе искушайте, аще есте в вере. Или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть; разве точию чим неискусни есте (ср.: 2 Кор. 13:5)… Значит, вся сила в вере.
-
Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
Вып. II. Письма к монашествующим
С. 108–109

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель
Блаженство Боговидения
Если Моисей имел прославленное лицо, и Стефан лицо ангельское, то представь, каков тогда должен быть вид общего Владыки! Может быть, многие воспламенились желанием узреть Его образ? Но, если мы пожелаем, то узрим и гораздо лучший образ. Если мы с упованием проведем настоящую жизнь, то увидим Его на облаках, сретивши в бессмертном и нетленном теле.
-
Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
Толкование на Матфея Евангелиста
БЕСЕДА XXVII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 8:14–22. С. 308 -
Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
Т. VII. С. 346

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный
Боговидение, доступное древним, нам непонятно, ибо мы, под видом просвещения, зашли, по гордости ума, во тьму неведения
— Батюшка, сказал я, как же и где я могу видеть благодать Духа Святого? Добрые дела видны, а разве Дух Святой может быть виден? Как же я буду знать, со мной Он, или нет? — Мы в настоящее время, — так отвечал Старец, — по нашей почти всеобщей холодности к святой вере в Господа нашего Иисуса Христа и по невнимательности нашей к действиям Его Божественного о нас Промысла, и общения человека с Богом до того дошли, что, можно сказать, почти вовсе удалились от истинно-христианской жизни. Нам теперь кажутся странными слова Священного Писания, когда читаем у апостола Павла: идохом во Ахаию, и Дух Божий не иде с нами, обратихомся в Македонию, и Дух Божий иде с нами (см.: Деян. 19:21−22, 20:22). Неоднократно и в других местах Священного Писания говорится о явлении Бога человекам. Вот некоторые и говорят: эти места непонятны, неужели люди так очевидно могли видеть Бога? А непонятного тут ничего нет. Произошло это непонимание от того, что мы удалились от простора первоначального христианского ведения и, под предлогом просвещения, зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется неудобопостижимо то, о чем древние до того ясно разумели, что им и в обыденных разговорах понятие о явлении Бога между людьми не казалось странным. Бога и благодать Духа Его святые люди не во сне видели и не в мечтании, и не в исступлении воображения расстроенного, а истинно въяве. Очень уж мы стали невнимательны к делу нашего спасения, отчего и выходит, что мы и многие другие слова Священного Писания приемлем не в том смысле, как бы следовало. А все потому, что не ищем благодати Божией, не допускаем Ей, по гордости ума нашего, вселяться в души наши, и потому, не имеем истинного просвещения от Господа, посылаемого в сердца людей, всем сердцем алчущих и жаждущих правды Божией.
-
Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С 60 рис., 8 миниатюрами, 2 пл. (Саров. пустыни и Дивеев. монастыря) и картой путей в Саров / Сост. Л.И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. - Москва : А.Д. Ступин, 1904.
С. 325