Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Вкушение пищи до Богослужения позволительно

[Беседа 9]. Вкусивший чувственной трапезы, кажется, подумал, что после чувственной пищи не должно идти к слушанию слова Божия. Но несправедливо так думают, потому что и Христос не сказал бы долгих и многих речей после Тайной Вечери, если бы это было неуместно; Он же, насытив, неоднократно, народ в пустыне, не предложил бы ему беседы после трапезы, если бы это было неприлично… Кроме того, когда будешь ты убежден, что после пищи и пития необходимо пойти в (церковное) собрание, то, конечно, и невольно позаботишься о трезвости, и не впадешь в пьянство и объядение; забота и мысль идти в церковь учит принимать пищу и питие с должной умеренностью… Бодрый и бдительный, и напрягающий свою мысль, если и примет пищу и питие, будет у нас самый способный слушатель…; вкусивший, по душевной трезвости, будет равен постящемуся.

(II, 275)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1896. Т. II.
    Беседы о статуях
    С. 111, 112
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. II. С. 104

Смех и разговоры за Богослужением, обязанность каждого останавливать их

[Беседа XXIV]. Совершается молитва, сидят холодно все, и юноши, и старцы, скорее изверги, нежели юноши, смеясь, хохоча, разговаривая, — и это ведь я слышал, — насмехаясь друг над другом, когда стоят на коленях; ты стоишь тут, юноша или старец, останови, когда видишь, укори сильнее не слушающего, пригласи диакона, пригрози, сделай свое дело; и если он осмелится сделать что-нибудь против тебя, то, конечно, многие помогут тебе. Кто так неразумен, что, видя, как ты укоряешь за это, не примет твоей стороны? Тогда ступай домой, получив награду за молитву. В доме господина мы тех слуг считаем усерднейшими, которые не оставляют ни одного сосуда лежать в беспорядке. Скажи мне: если бы ты увидел дома серебряный сосуд, выброшенный вон, то хотя бы ты и не был обязан к тому, не взял ли бы его и не внес ли бы в дом?… Так и теперь. Это — сосуды; если видишь их лежащими в беспорядке, приведи в порядок; приди ко мне, я не откажусь; мне скажи, объяви; я не могу сам усмотреть всего; простите. Не говорю о том, что они делают, но о том, что приходящие сюда предаются такому сну, что и не исправляют этого. Опять вижу, как одни разговаривают стоя, когда совершается молитва, а другие — даже и когда священник благословляет. О, дерзость! Когда же будет спасение? Как же мы умилостивим Бога?… Как на лире, составленной разнообразно и вместе стройно, от благоустройства каждой из составных частей происходит один благозвучный тон, так точно и здесь из всех должно бы составляться одно стройное согласие. Мы составляем одну Церковь, стройно составленные члены одной Главы; все мы — одно тело; если один какой-нибудь член будет оставлен в пренебрежении, то все тело пренебрегается и растлевается. Так бесчинством одного нарушается благочиние всех. То поистине страшно, что ты приходишь сюда не на место игр или пляски для забавы, — и стоишь неблагочинно. Разве ты не знаешь, что стоишь вместе с ангелами? С ними поешь, с ними воссылаешь хвалы, — и стоя смеешься? Не удивительно ли, что удар молнии не ниспадает не только на них, но и на нас? Действительно, это достойно удара молнии. Предстоит Царь, смотрит воинство; а ты пред их глазами стоя смеешься, или не удерживаешь смеющегося? Но доколе мы будем обличать? Доколе укорять? Не следовало ли бы таких, как заразу, как развратителей и злодеев изгнать из Церкви? Когда они станут воздерживаться от смеха, — они, смеющиеся в столь грозный час? Когда удержатся от пустословия разговаривающие во время богослужения? Неужели они не стыдятся присутствующих? Неужели не боятся Бога? Для нас недостаточно душевной невнимательности, не довольно и того, что, молясь, блуждаем мыслями повсюду; но мы привносим еще смех и великий хохот… И вам, которые здоровы, отныне заповедаю, что на вас будет суд и осуждение, если кто, увидев бесчинствующего или разговаривающего, особенно в такое время, не остановит и не исправит. Это — лучше молитвы. Оставь свою молитву и сделай ему внушение; тогда и ему принесешь пользу, и сам будешь с прибылью.

(II, 888)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1903. Т. IX.
    Беседы на Деяния Апостольские
    С. 232, 233, 234
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IX. С. 190

Невнимательность при Богослужении

[Беседа XXIV]. Много есть людей, как бы спящих, отягченных злыми страстями и угасивших в себе свет Духа. Они вместо одного смотрят и слушают другое и не обращают внимания ни на что, здесь излагаемое. Если же я говорю неправду, и ты стоишь теперь в состоянии бодрствования, то скажи мне, чтó здесь происходило сегодня, если действительно ты все это слышал не как сон? Знаю, что некоторые мне ответят, да я и говорю это не о всех. Но ты, повинный в том, — ты, который пришел сюда напрасно, скажи, какой пророк, какой апостол беседовал ныне с нами и о чем? Но ты не можешь сказать этого, потому что в это время ты о многом беседовал сам с собою, как бы во сне, и не слышал того, чтó вне тебя происходило в самой действительности.

(II, 1002)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1903. Т. IX.
    Беседы на Послание к Римлянам
    С. 788
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IX. С. 625

Украшение тела, одежды и души, званной на Брак Агнца

Послушайте жены, послушайте мужья! Нам нужна не эта златотканная одежда, украшающая наше тело, но одежда, которая бы украшала душу. Но нам трудно облечься в эту одежду, пока мы будем украшать свое тело. Нельзя украшать вместе и душу, и тело. Нельзя вместе работать мамоне и служить, как должно, Христу. Итак, оставим эту худую привычку, которая господствует над нами. Ты, конечно, не снес бы великодушно, если бы кто украсил дом золотыми занавесами, а тебя заставил бы сидеть внутри почти нагим, — в рубище? Но вот, ты теперь сам это делаешь с собой, украшая жилище души твоей, то есть, тело, бесчисленными дорогими одеждами, а душу оставляя в рубище и принуждая ее влачиться в узах за необузданными страстями. Неужели ты не понимаешь, что ты зван на Брак, и на Брак Божий? Неужели не представляешь, что званную в этот торжественный чертог душу твою надобно будет ввести облеченною и украшенною золотыми одеждами?

(I, 582)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    БЕСЕДА LXIX. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 22:1–14. С. 704–705
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII. С. 651
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Богослужение есть непрерывное общение с Церковью Небесной

1/X. Обратите ваше внимание, боголюбцы, на ежедневную духовную жизнь Церкви, на ежедневное Богослужение вечернее, утреннее и Литургию: из чего оно состоит в изменяющихся и неизменяющихся частях своих, что оно в существе своем? Оно есть постоянное непрекращающееся ни на один день молитвенное, хвалебное и благодарственное общение с Церковью Небесною: всякий день мы в молитвенном общении с Господом, Главою Церкви, с Богоматерью и со всеми Святыми.

 

(X, 884)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 1. Проповеди
    С. 496

Зная цену всему в жизни, мы бисер молитв Богослужений попираем ногами, не ценя слов, составленных Отцами

Святые Божии люди имели просвещенныя очеса сердца (Еф. 1:18) и этими очами ясно созерцали нужды нашей растленной грехом природы, ясно видели, о чем нам нужно молиться, чего просить, за что благодарить, как славить Господа, и оставили нам превосходнейшие образцы молитв всякого рода. О, как хороши эти молитвы! Мы иногда не чувствуем и не знаем цены их, между тем как прекрасно знаем цену пище и питию, цену модной одежде, хорошо меблированной квартире, цену театрам, цену музыке, цену светской литературе, именно, цену романам, этому красноречивому, пустому многословию, — и увы! драгоценный бисер молитвы попираем ногами своими… Молитва — увы! — не находит и тесного уголка в сердцах и душах, не вмещается в них. А когда она попросится к нам и взойдет хотя одною ногою, ее тотчас выталкивают, как нищего, как человека, не имеющего одеяния брачного.

(X, 974)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 2
    С. 301

В Богослужении Бог и человек служат взаимно

Какое знаменование и смысл слова: Богослужение? Оно значит то, что Бог служит человеку и взаимно человек служит Богу: Бог — подаянием Своей благодати, поданием Самого Себя в пищу и питие, поданием Духа Святого; человек — своим постоянным взиранием к Богу, как к своему Первоначалу, Первообразу, своим рачением к избежанию всякого греха, ко всегдашнему покаянию, славословию и благодарению Господа Творца, Промыслителя и Спасителя.

(X, 1111)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 6
    С. 195, 196

В Богослужении часто благословляется имя Божие, в противовес диаволу, который есть хулитель имени и славы Божией в себе и грешниках

Почему общественное богослужение и домашние молитвы начинаются, сопровождаются, а иногда и оканчиваются словами: Благословен Бог наш; Сый благословен Христос Бог наш; слава Отцу и Сыну и Святому Духу Потому: 1) что Бог в существе Своем благословен; 2) что во всех творениях Его выразилась чудная слава Его; и 3) что вначале творения явился великий отступник и дерзкий хулитель имени и славы Божией, оклеветывающий непрестанно Господа день и ночь, измысливший грех и беззаконие, насадивший и возрастивший, и укоренивший его в себе и в падших духах, а потом и в роде человеческом, в бесчисленных его видах и проявлениях; а чрез грех непрестанно хулится вечно славное имя Божие. Вот, вопреки этому диавольскому хулению имени Божия, Святая Церковь непрестанно славит Господа достойно и праведно, — да заградит тем богохульные, скверные уста диавола и нечестивых человеков, хулящих непрестанно и делами, и словами имя Божие. Вот почему славословится часто или прославляется имя Божие, или царство Божественной Троицы. Аминь.

(X, 1121)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 6
    С. 258, 259
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

При неотложной работе можно оставлять Богослужение для спокойствия духа

  1. При работе Вашей можно оставлять церковную службу без сомнения и быть спокойной; а что в этом толку, смущаться и за то, что пошла, и за то, что не пошла; это — явная прелесть! На все надобно иметь самоукорение.
(X, 78)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 308

Имея мытарево чувство, им прогонять сонливость и развлечение

  1. Не смущайся за то, что ты в церкви не можешь стоять неразвлеченно, и за то, что сон тебя берет; это все пройдет, когда будешь смиряться и не унывать; и все это для того, чтобы ты не возносилась, ходя в церковь, и других бы не осуждала: имей мытарево чувство, что ты грешна и довлеет ти, а до чистоты молитвы еще далеко.
(X, 92)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 421

Богослужение беспорядочное, не нам судить его, да помним: одно «Господи, помилуй» церковное дороже частного пред Богом

  1. Ты скорбишь о беспорядочной службе церковной. Конечно, скорбно видеть это; ибо для нас первое утешение — чинное славословие Божие… А как не в твоей воле состоят ваши беспорядки, то ты и представь это воле Божией. Он сам попечется утешить богособранное стадо Свое, только не западала бы в вашем ревновании о благочинии искра тщеславия; иначе она и попалит все прочее. Как идет, так пусть и идет, а ты не входи, ибо тебе не поручено наблюдать за порядком. Лучше дома прочти кафизму благоговейно, а церкви не удаляйтесь, ибо одно: Господи, помилуй соборное, Богу приятнее, а о прочем старайся себя успокоивать. Ежели бы ты могла чтó сделать и упустила, то конечно бы подлежала ответу.
(X, 198)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 297, 298