Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Два способа Богообщения

[Глава XXXIII]. У нас есть два способа сношений с Богом: один — чрез молитву, другой — чрез добродетели.

(II, 650)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1900. Т. VI.
    Толкование на пророка Исаию
    С. 187
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VI. С. 220
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Богообщение теперь чрез телесное, чрез образы и знамения, а там истее, в Невечернем дни

По нашей телесности Господь привязывает, так сказать, Свое присутствие и Себя Самого к вещественности, к какому-нибудь видимому знамению; например, в таинствах, затем — к храму, иконам, кресту, крестному знамению, к имени Своему, состоящему из членораздельных звуков, к святой воде, освященным хлебам, пшенице, вину; но придет время, когда Тело и Кровь Его, — равно и все другие видимые знаки, — для нас не будут нужны, и мы будем истее Его причащаться в невечернем дни Царствия Его; а теперь — все чрез телесное и чрез образы и знамения.

(X, 1043)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 3
    С. 680
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

К Богообщению ведет умная молитва

Ведь, молитвой мы с Самим Всеблагим и Животворящим Богом и Спасом нашим беседовать удостоиваемся. Но и тут надобно молиться лишь до тех пор, пока Бог Дух Святой не сойдет на нас в известных Ему мерах Небесной Своей благодати. И когда благоволит Он посетить нас, то надлежит уже перестать молиться. Чего же и молиться тогда Ему: прииди и вселися в ны, когда уже пришел Он к нам во еже спасти нас. Я Вашему Боголюбию поясню это примером: Вот, хоть бы Вы меня в гости к себе позвали, и я бы по зову Вашему пришел к Вам и хотел бы побеседовать с Вами. А Вы бы все-таки стали меня приглашать: милости, де, просим, пожалуйте, дескать, ко мне! То я, поневоле, должен был бы сказать: что это он из ума что ли выступил: я пришел к нему, а он все-таки меня зовет! Так тό и до Господа Бога Духа Святого относится. Потому-то и сказано: упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог (Пс. 45:11), то есть явлюся и буду являться всякому верующему в Меня, и призывающему Меня и буду беседовать с ним, как некогда беседовал с Адамом в раю, с Авраамом и другими рабами Моими. Многие толкуют, что это упразднение относится только до дел мирских, то есть, что при молитвенной беседе с Богом надобно упраздниться от дел мирских. Но я Вам по Бозе скажу, что хотя и от них при молитве необходимо упраздниться, но когда, при всемогущей силе веры и молитвы, соизволит Господь Бог Дух Святой посетить нас и приидет к нам в полноте неизреченной Своей благости, то надобно и от молитвы упраздниться. Молвит душа и в молве находится, когда молитву творит, а при нашествии Духа Святого надлежит быть в полном безмолвии, чтобы слышать явственно и вразумительно все глаголы живота вечного, как Он тогда возвестить соизволит. Надлежит, при том, быть в полном трезвении души и духа, и в целомудренной чистоте плоти. Так было и при горе Синае…, ибо Бог наш есть огнь поядаяй все нечистое (ср.: Втор. 4:24), и в общение с Ним не может войти ничтоже от скверны, плоти и духа.

(X, 799)
Источники:
  • Газета "Московские Ведомости", 1903. 18/VII, №195.