Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Существо Бога недоступно нашему познанию

[Слово 5; изложено своими словами]. Мы веруем, что Бог есть, а исследовать существо Его не дерзаем. Еретики же упрекают нас: ты не знаешь того, что почитаешь. Я докажу, что не знают Бога не те, которые не знают Его существа, а те, которые усиливаются познать это существо. Скажи мне: если бы два человека спорили между собой о знании величины неба, и один из них говорил бы, что человеческим глазом невозможно обнять его, а другой утверждал бы, что все небо можно измерить пядию руки, то кому из них мы приписали бы знание величины неба, тому ли, кто утверждает, будто знает, сколько в нем пядей, или тому, кто признает свое незнание? Если же тот, кто отступает пред величиною неба, оказывается более знающим эту величину, то как мы не будем относиться с таким же благоговением к Богу?

(II, 183)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1895. Т. I.
    Против Аномеев
    С. 530, 531
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. I. С. 742

Бог и наша преданность Ему

[Беседа 4]. Если и людям, защищающим нас и говорящим за нас пред мирскими судиями, мы рассказываем только дела наши, а образ защиты предоставляем им, чтобы они по своему усмотрению распорядились нашими делами, тем более так поступать должно в отношении к Богу. Сказал Ему твое дело, сказал, что ты потерпел, — но отнюдь не говори при этом, как помочь тебе; Он сам хорошо знает, что полезно тебе.

(II, 338)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1896. Т. II.
    Беседы о покаянии
    С. 340
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. II. С. 304

Бог оправдывает Себя пред согрешившими

[Беседа 4]. Для чего Господь попускает нам испытывать скорби, и не скоро избавляет от них? Для того, чтобы мы обращались к Нему с мольбой о защите, прибегали к Нему и непрестанно призывали Его к себе на помощь. Для того и болезни тела, для того и скудость плодов, для того и голод, чтобы мы из-за этих бедствий всегда прилеплялись к Нему и таким образом чрез временные скорби сделались наследниками вечной жизни. Стало быть, и за них мы должны благодарить Бога, Который многими способами врачует и спасает души наши. Люди, если окажут нам ничтожное благодеяние, а мы впоследствии хоть и невольно оскорбим их какою-нибудь малостью, тотчас попрекают нас своим благодеянием, так что многие проклинают себя за то, что приняли от них какое бы то ни было благодеяние. Но Бог не так поступает; напротив, когда, и после полученных от Него благодеяний, люди пренебрегают и оскорбляют Его, — Он Сам защищается и оправдывается пред оскорбившими Его, говоря так: людие мои, что сотворих вам (Мих. 6:3)? Разве Я, говорит, был тяжел для вас, или суров, или обременителен? Этого вы не можете сказать. Но если бы и это было, и в таком случае не следовало вам бежать (от Меня): который бо есть сын, егоже не наказует отец  (Евр. 12:7)? Однако ж и этого не можете сказать. И опять в другом месте: кое обретоша отцы ваши во Мне прегрешение (Иер. 2:5)? Важны и удивительны эти слова; они значат вот что: в чем Я погрешил? Бог говорит людям: в чем Я погрешил, между тем, как и рабы не допускают, чтобы господин их сказал это! Притом (Бог) не говорит: в чем Я согрешил против вас, — но против отцов ваших. Вы, говорит, не можете даже сказать и того, что питаете ко мне отцовскую вражду, потому что и предкам вашим Я никогда не подавал повода жаловаться на Мое промышление, как будто бы Я пренебрег их в малом или великом. И не просто сказал: какое (погрешение) «имели» отцы ваши, но: какое нашли? (ср.: Иер. 2:5) Много выискивали, много выслеживали они, будучи столько лет под Моим владычеством, однако ж не нашли во Мне ни одного погрешения.

(II, 340)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1896. Т. II.
    Беседы о покаянии
    С. 340, 341
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. II. С. 305

Отношение Бога к праведникам и грешникам

[Беседа 7]. Бог благ ко всем людям, но преимущественно являет Свое долготерпение согрешающим. И если хочешь послушать нечто странное,… — к праведникам Бог везде является строгим, а к грешникам — благим, не потому, что Бог будто бы враждебно относится к праведникам, — для Бога нет ничего вожделеннее праведника, — а потому, что грешника Он утешает, чтобы восставить, а праведника устрашает, чтобы утвердить (в правде); и первым прощает многочисленные грехи, как врагам и надменным, в последних же строго примечает и маловажное, желая, чтобы не было никакого недостатка в их совершенстве (см.: Мф. 18:27; Лк. 19:23).

(II, 346)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1896. Т. II.
    Беседы о покаянии
    С. 364, 366
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. II. С. 325

Бог скор на созидание и медлителен на разрушение

[Беседа 7]. Бог медлителен на наказание и скор на спасение… У нас, у людей, — употреблю такое сравнение, — чтобы построить дом требуется много времени, а чтобы разрушить — не много. А у Бога — наоборот. Когда Он устрояет, то строит скоро, а когда разрушает, то разрушает медленно. В первом обнаруживается Его могущество, во втором — благость; по преизбытку могущества Он скор, по великой благости — медлен. Слова наши подтверждаются самим делом. В шесть дней Бог сотворил небо и землю, великие горы, равнины, скалы, долины, леса, травы, источники, реки, рай, все (словом) разнообразие, поражающее глаза наши; и наполняющие этот мир разумные и неразумные существа, и весь видимый нами распорядок Он созидает в шесть дней. И этот Бог, столь скорый в создании вселенной, по Своей благости оказался медлителен, когда захотел погубить один город. Он хочет разрушить Иерихон и говорит Израилю: обходите его семь дней, и в седьмой день падет стена (см.: Нав. 6:3‒4). Ты созидаешь весь мир в шесть дней и один ли город разрушаешь в семь дней? Что же препятствует Твоему могуществу? Почему не вдруг разрушаешь его?… Почему? Не потому, говорит, что могущество бессильно, а (потому, что) милосердие долготерпеливо. Дарую  семь дней, как три дня Ниневии; может статься, что город примет проповедь покаяния и спасется. Но кто будет проповедовать им покаяние? — Та дивная Раав, которую спас Я покаянием.

(II, 347)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1896. Т. II.
    Беседы о покаянии
    С. 369
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. II. С. 329

Иногда Бог подобен врачу — хирургу

[На Псалом 9]. Многие из страдающих, побуждаемые скорбью, прежде надлежащего времени просят произвести суд, подобно тому, как подвергающиеся отсечению просят врача оставить их прежде, нежели отсечение совершенно окончено, — просят вредного для себя, потому что не могут переносить боли; они часто кричат врачам: ты замучил меня, ты погубил меня, ты убил меня, но это слова — не разума, а боли. Так точно говорят и многие из малодушных во время скорбей, не перенося трудностей (см.: Соф. 3:1−2).

(II, 510)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1899. Т. V.
    Беседы на Псалмы
    Беседа 7. С. 126
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. V. С. 135

Бог и мамона

[Беседа XL]. Не можете Богу работати и мамоне (Мф. 6:24), потому что мамона требует совершенно противного Христу. Христос говорит: подай нуждающимся, а мамона: отними у нуждающихся; Христос говорит: прощай злоумышляющим на тебя и обидящим, а мамона напротив: строй козни против людей, нисколько не обижающих тебя; Христос говорит: будь человеколюбив и кроток, а мамона напротив: будь жесток и бесчеловечен, считай ни за что слезы бедных, — и таким образом в день Суда сделает страшным для нас Судию.

(II, 771)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1902. Т. VIII.
    Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова
    С. 270
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VIII. С. 234

Вседовольство Бога и радость Его о нашем спасении

[Беседа XXX]. Какое, ты думаешь, различие между Богом и нами? Такое ли, как между нами и комарами, или гораздо большее? Очевидно, что гораздо и даже беспредельно большее. Итак, если мы, тщеславные, не нуждаемся в помощи или славе от комаров, то тем более не нуждается Бог бесстрастный и ни в чем не имеющий нужды. И в той только мере получает от нас пользу Бог, в какой благотворит нам, в какой радуется о нашем спасении.

(II, 1146)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1904. Т. X.
    Беседы на Второе послание к Коринфянам
    С. 727
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. X. С. 609

Бог и человекообразные выражения о Нем в Писании

Посмотри, как Божественное Писание снисходит к нам (в образе выражений). Взыде, говорит оно, Бог от него (Быт. 35:13); не для того (так говорит), чтобы мы представляли себе Божество ограниченным в каком-либо месте, но, чтобы и в этом мы познали неизреченное человеколюбие Божие. И в таком образе повествования благодать Духа снисходит к человеческой немощи. Слова взыде и сниде недостойны Бога… , но иначе невозможно было бы человеческому слуху вместить высоту слова, если бы нам говорено было соответственно величию Господа. Имея это в мыслях, не будем останавливаться на простоте выражений, но подивимся неизреченной благости Господа и в том, что Он не отрекается оказывать такое снисхождение вследствие немощи естества нашего.

(I, 269)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА LX. С. 646
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV. С. 521
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Бог быстрее молнии и мысли посещает нашу душу при отвержении нами греха, а склонение ко греху есть момент входа к нам диавола

Бог есть такое простое Существо, что Он быстрее молнии, быстрее мысли, незаметно посещает нашу душу. Потому Господь и говорит: не приидет Царствие Божие с соблюдением: ибо Царствие Божие внутрь вас есть (ср.: Лк. 17:20, 21). Есть, то есть нельзя означить даже и мгновения прихода Царствия Божия в нашу душу: отвергнул гнев от сердца — и Оно в сердце, и не заметишь, как и когда; момент совершенного отвержения греха от сердца есть мгновение совершенного воцарения Божия в нас, ибо Бог воцаряется в нас по мере очищения от грехов; а Животворящие Тайны, по мере веры, мгновенно очищают, освящают и благоукрашают дом души. Так и диавол, и духи злобы, как простые существа, хотя далеко несовершенные в своей простоте и сильно ограниченные, действуют на душу быстро, мгновенно, как быстра молния, как быстра мысль. Мгновенное почувствование привязанности к земному, или мгновенное склонение сердца ко греху — и он проник в сердце; он же производит в одно мгновение какую-либо страсть в сердце, и потом, по мере нашего ей сочувствия, овладевает нами и влечет нас куда ему угодно, как пленников, связанных по рукам и ногам.

(X, 1049)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 3
    С. 704, 705

Никогда не произносить слово Бог легкомысленно

Научись вспоминать и произносить имя Бог всегда с великой верой, благоговением, любовью и благодарным сердцем. Никогда не произноси его легкомысленно.

(X, 1053)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 3
    С. 735