Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Благовещение и неплодные жены Ветхого Завета

Надо раскрыть и причину, по которой те жены (Сарра, Ревекка, Рахиль) были неплодны. Какая же это причина? Та, чтобы ты не впадал в неверие, когда слышишь, что Дева рождает общего нашего Владыку. Приучи свой ум, — как бы так говорит Писание, — здесь примером неплодных, и видя, как устаревшая и бесплодная утроба разверзается благодатью Божией для деторождения, не удивляйся, когда потом слышишь, что родила Дева. Или — лучше — удивляйся, изумляйся, но верь чуду. Итак, когда говорит тебе иудей: каким образом Дева родила, скажи и ты ему: а как родила бесплодная и престарелая? В последнем случае было два препятствия к рождению: несвоевременность возраста и неспособность природы; а для Девы было одно только препятствие — то, что она была непричастна браку. Итак, бесплодная жена предуготовляет путь Деве. Для убеждения же в том, что бесплодные для того прежде являлись, чтобы мы веровали рождению от Девы, выслушай слова Гавриила, сказанные Деве. Когда он пришел к ней и сказал: зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя ему Иисус, она изумилась и в недоумении спросила: како будет сие, идеже мужа не знаю? Что же Ангел? Дух Святый найдет на тя, говорит он, и сила Вышняго осенит тя (Лк. 1:31, 34–35). Не требуй, говорит, порядка естественного, когда это дело выше естества; … не смотри на землю, — сила эта придет с небес; это есть дело благодати Святого Духа; не ищи тут порядка природы и законов брака. Но так как эти слова были выше ее разумения, то он хочет представить ей и другое доказательство. Смотри же, возлюбленный, как неплодная жена руководит Деву к вере в это рождение. Так как первое доказательство было выше разумения Девы, то послушай, как (Ангел) низводит слово свое к простейшим предметам, вразумляя ее осязательными примерами. И се, говорит он, Елисавет, южика твоя, и та зачат сына в старости своей: и сей месяц шестый есть ей, нарицаемей неплоды (Лк. 1:36). Без сомнения, для удостоверения Девы он указал и на неплодную жену. А иначе, для чего бы он привел ей в пример рождение ее родственницы и для чего присовокупил: нарицаемей неплоды? Всем этим он руководит ее к тому, чтобы она уверовала в благовестие; для этого упомянул и о возрасте (Елисаветы), и об изнеможении природы; для этого означил и самое время зачатия. Ангел не тотчас, с самого начала (зачатия Елисаветою) благовестил Деве, но по прошествии шестимесячного времени, чтобы явные доказательства беременности ясно удостоверяли в действительности зачатия. И заметь мудрость Гавриила: не упомянул он ей ни о Сарре, ни о Ревекке, ни о Рахили. Почему же и для чего? Ведь, и они были бесплодны и престарелы, и над ними совершилось великое чудо? Но все они принадлежат к древней истории, а потому Ангел указывает ей на ближайшее событие, чтобы утвердить (в вере) ее мысли.

(I, 245)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XLIX. С. 542–543
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV. С. 446