Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Благотворение: жертва на монастырь и погорельцам (сравнение)

  1. Жертвующий на монастырь спасает души многих… До некоторого времени и я, подобно твоему, думал об этом отрицательно. Но когда пришлось мне входить в более подробное исследование духовных вещей, тогда и нашел, что в духовных делах есть многое и великое различие. Можно сделать полезное в 30 крат, а лучше — в 60, а во 100 крат еще лучше… Какую, думаешь ты, может получить мзду тот, кто ста девам, собравшимся в обитель для служения Богу, даст возможность не рассеяться по разным местам, или обратиться в мир? Хорошо помочь и погоревшим, но тут одна лишь скорбь, по большей части приносящая пользу людям, для каковой причины и попускается пожар от Провидения свыше; — но стократно выше то, если сохранить, или дать возможность сохраниться многим от явного душевного вреда.
(X, 492)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 25

Благотворение внутреннее своей душе и внешнее ближним с верою в Бога

  1. Есть два рода благотворения: первое благотворение собственной своей душе делами благочестия со смирением и неосуждением других, чтобы не подвергнуться тому, чему подвергся фарисей; второе благотворение внешнее, внешними средствами, кои также приносят пользу нашей душе, если не судим и не доверяем своему помыслу, будто бы средства эти не так употребляются. Полезнее всего благотворить и веровать несомненно, что получим за это от Господа воздаяние, по сказанному в Притчах: избавление мужу свое ему богатство (ср.: Притч. 13:8). И в другом месте: милостынею и верою очищаются грехи (ср.: Притч. 16:6).
(X, 497)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 37

Благотворение видимое: на него не должно много надеяться, а стяжать милосердие в сердце

  1. Если Апостол Иаков и говорит о делах, что вера без дел мертва есть (Иак. 2:20); но говорит о сем не просто, а указывает на жестокосердие и немилосердие того, кто имеет возможность благотворить ближнему и не благотворит ему в нужде, говоря так: аще же брат или сестра наши будут лишены дневныя пищи, но речет им могущий благотворить, — идите с миром, — то кая польза? (см.: Иак. 2:15). А святой Павел еще яснее говорит, что не должно много надеяться на видимое благотворение, а более заботиться о стяжании милосердия в сердце и любви к ближнему, говоря так: аще раздам вся имения, и предам тело мое во еже сжещи е, любве же не имам, никая ми не есть польза (ср. :1 Кор. 13:3). И Варсонофий Великий говорит, если кто-либо, имея на собственную потребу, скажет просящему: не имею, — несть солга, ибо не имеет действительно к раздаянию. Также и в Ветхозаветном Писании сказано: благотвори требующему, елико рука твоя может (ср. Втор. 15:10).
(X, 560)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 144
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Благотворение — тайное

[Беседа XLI]. Будем благодетельствовать тем, которые не чувствуют, что им благодетельствуют, чтобы они, воздавая нам похвалы или что другое, тем не уменьшили нашей награды. Если ничего не получим от людей, то тем больше получим от Бога.

(II, 921)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1903. Т. IX.
    Беседы на Деяния Апостольские
    С. 366
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IX. С. 294
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Благотворение бедным, но не тунеядцам, а безработным и больным

Люди богатые должны служить бедным, не тунеядцам, конечно, кои не хотят трудиться, а хотят даром есть хлеб; ибо если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Сол. 3:10), — говорит Апостол, но тем бедным, кои и хотели бы, но не могут трудиться, или у коих труд нисколько не спорится, труд изнурительный и неблагодарный, или — тем, коим нигде нельзя добыть дела.

(X, 893)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 2. Слова
    С. 137