Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

В Благодатном состоянии совмещаются: тишина и мир, всяк ум преимущий; сладость, преисполняющая сердце; радость, коей никто не может отнять; теплота внутренняя и благоухание

— Что же чувствуете Вы теперь? — спросил меня о. Серафим. — Необыкновенно хорошо, — сказал я. — Да, как же хорошо? Что именно? Я отвечал: — Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу! — Это, Ваше Боголюбие, — сказал батюшка о. Серафим, — тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: мир Мой даю вам, не якоже мiр дает, Аз даю вам. Аще от мiра бысте были, мiр убо свое любил бы, но Аз избрах вы от мiра, сего ради ненавидит вас мiр. Но дерзайте, яко Аз победих мiр (ср.: Ин. 14:27, 15:19, 16:33). Вот этим-то людям, ненавидимым от мiра сего, избранным же от Господа, и дает Господь тот мир, который вы теперь в себе чувствуете; мир, по слову апостола, всяк ум преимущий (ср.: Флп. 4:7). — Что же еще чувствуете Вы? — спросил меня о. Серафим. — Необыкновенную сладость! — отвечал я. И он продолжал: — Это та сладость, про которую говорится в Священном Писании: от тука дому Твоего упиются и потоком сладости Твоея напоиши я (Пс. 35:9). Вот эта-то теперь сладость преисполняет сердца наши и разливается по всем жилам нашим неизреченным услаждением. От этой-то сладости наши сердца как будто тают, и мы оба исполнены такого блаженства, какое никаким языком выражено быть не может. — Что же еще Вы чувствуете? — Необыкновенную радость во всем моем сердце! — И батюшка о. Серафим продолжал: Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченной радостью, ибо Дух Божий радостно творит все, к чему бы Он ни прикоснулся. Это та самая радость, про которую Господь говорит в Евангелии Своем: В мире скорбни будете, но егда узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас (ср.: Ин. 16:22). Но, как бы ни была утешительна радость эта, которую Вы теперь чувствуете в сердце своем, все-таки она ничтожна в сравнении с тою, про которую Сам Господь устами Своего Апостола сказал, что радости той ни око не виде, ни ухо не слыша, ни на сердце человеку не взыдоша благая, яже уготова Бог любящим Его (ср.: 1 Кор. 2:9). Предзадатки этой радости даются нам теперь, и, если от них так сладко, хорошо и весело в душах наших, то что сказать о той радости, которая уготована там, на небесах, плачущим здесь, на земле?! — Что же Вы еще чувствуете, Ваше Боголюбие? — Я отвечал: теплоту необыкновенную! — Как, батюшка, теплоту? Да, ведь, мы в лесу сидим. Теперь зима на дворе, и под ногами снег, и на нас более вершка снегу; и сверху крупа падает… Какая же может быть тут теплота? Я отвечал: — А такая, какая бывает в бане, когда поддадут на каменку, и когда из нее столбом пар валит… — И запах, — спросил он меня, — такой же, как из бани? — Нет, — отвечал я, —на земле нет ничего подобного этому благоуханию. Когда, еще при жизни матушки моей, я любил танцевать и ездил на балы и танцевальные вечера, то матушка моя, бывало, опрыснет меня духами, кои покупала в лучших модных магазинах Казани, но те духи не издают такого благоухания. — И батюшка о. Серафим, приятно улыбнувшись, сказал: — И сам я, батюшка, знаю это точно так же, как и Вы, да нарочно спрашиваю у Вас — так ли вы это чувствуете? Сущая правда, Ваше Боголюбие! Никакая приятность земного благоухания не может быть сравнена с тем благоуханием, которое мы теперь ощущаем, ибо нас теперь окружает благоухание Святого Духа Божия. Что же земное может быть подобно ему? Заметьте же, Ваше Боголюбие, ведь, Вы сказали мне, что кругом нас тепло, как в бане, а посмотрите-ка, ведь ни на Вас, ни на мне снег не тает и под нами также. Стало быть, теплота эта не в воздухе, а в нас самих. Она-то и есть именно та самая теплота, про которую Дух Святой словами молитвы заставляет нас вопиять ко Господу: теплотою Духа Твоего Святого согрей мя!…

(X, 764)
Источники:
  • Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С 60 рис., 8 миниатюрами, 2 пл. (Саров. пустыни и Дивеев. монастыря) и картой путей в Саров / Сост. Л.И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. - Москва : А.Д. Ступин, 1904.
    Беседа преподобного Серафима с Мотовиловым о цели христианской жизни
    С. 331–333

Благодатное состояние, показанное о. Серафимом Мотовилову, дано для всех

— Будете ли Вы помнить теперешнее явление неизреченной милости Божией, посетившей нас? — Не знаю, батюшка, сказал я, удостоит ли меня Господь навсегда помнить так живо и явственно, как теперь я чувствую эту милость Божию. — А я мню, — отвечал мне о. Серафим, что Господь поможет Вам навсегда удержать это в памяти Вашей, ибо иначе благость Его не преклонилась бы так мгновенно к смиренному молению моему и не предварила бы так скоро послушать убогого Серафима, тем более, что и не для Вас одних дано Вам разуметь это, а через Вас для целого мiра, чтобы Вы сами, утвердившись в деле Божием, и другим могли быть полезными. Что же касается до того, батюшка, что я монах, а вы — мирской человек, то об этом думать нечего: у Бога взыскуется правая вера в Него и Сына Его Единородного. За это и подается обильно свыше благодать Духа Святого. Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему — вот Престол, на коем Он любит восседать и на коем Он является в полноте Своей Пренебесной Славы. Сыне, даждь Ми сердце твое! — говорит Он, — а все прочее Я Сам приложу тебе (см.: Притч. 23:26), ибо в сердце человеческом может вмещаться Царствие Божие…

(X, 766)
Источники:
  • Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С 60 рис., 8 миниатюрами, 2 пл. (Саров. пустыни и Дивеев. монастыря) и картой путей в Саров / Сост. Л.И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. - Москва : А.Д. Ступин, 1904.
    Беседа преподобного Серафима с Мотовиловым о цели христианской жизни
    С. 334