Георгий, затворник Задонский

Георгий, затворник Задонский

Благодать Святого Духа отступает за шутки и праздные слова

  1. Уверьте сами себя, что не только соблазнительными шутками, или кощунством и смехом, но и праздным словом оскорбляется благодать Господня и оставляет человека по воле его, как он хочет.
(X, 705)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 2
    С. 392
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Благодать Святого Духа изгоняет страх смерти

[Слово 1]. Для того Бог и оградил язык двойною стеною, рядом зубов и оградою губ, чтобы он не произносил непристойных слов скоро и неосмотрительно. Удерживай его за ними; если же он не удерживается, то смиряй его зубами, предавая плоть его им, как бы палачам, и кусая его, потому что лучше ему ныне быть искусанным за грехи, нежели тогда жаждать капли воды и, иссыхая в огне, не получать облегчения.

[Беседа LXXV]. Такова-то благодать Духа! Она, если находит печаль, уничтожает ее; если злое вожделение, — истребляет; если страх, — изгоняет; и кто сподобился ее, того не допускает уже быть человеком, но, как бы переселив на самое Небо, располагает помышлять только о том, что на Небе. Потому-то они непрестанно пребывали в молитвах, в радости и простоте сердца (ср.: Деян. 4:32, 2:46). Этого преимущественно и требует Дух Святой: плод бо духовный есть радость, мир, вера, кротость (ср.: Гал. 5:22–23). Однако, скажешь, часто печалятся и люди, исполненные Духа? Но эта печаль сладостнее радости.

(II, 312, 809)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1896. Т. II.
    Слова огласительные
    С. 258
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1902. Т. VIII.
    Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова
    С. 504
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. II. С. 229; Т. VIII. С. 409

Благодать Святого Духа подобна источнику и солнцу

Представим себе такой пример: источник один, но черпают из источника воду одни малыми сосудами, а другие — большими. При этом, конечно, один зачерпнет воды меньше, а другой больше; но ведь, разница эта не от источника, как будто он устанавливает меру, а оттого, что каждый берет воду своим сосудом. Так и благодать распространяется подобно источнику, расположение же приступающих к ней является для нее сосудом, определяет меру, в какой каждый ее получает. Если сосуд твоей веры невелик, немного благодати ты почерпнешь; если же обнаружишь великую ревность, то и благодеяние получишь великое… И солнце одно для всей земли, и луч один, и сияние одно, однако не весь мир одинаково просвещен, но в одном месте свет ярок, в другом — слабее, не потому, конечно, чтобы солнце уделяло этому дому больше света, а этому меньше, но в зависимости от размера окон: чем больше места отвел строитель дома окнам, тем свободнее для лучей солнца доступ в дом и тем обильнее они туда проникают.

(II, 836)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1902. Т. VIII.
    Spuria. Беседа о слепом, исцеленном Христом, и о Закхее, и о суде, и о милостыне
    С. 757
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VIII. С. 602

Благодать Святого Духа дана нам «в избытке»

[Беседа X]. Избыток благодати (Рим. 5:17), то есть мы получили от благодати не столько, сколько нам было нужно для освобождения от греха, но гораздо больше… Христос заплатил гораздо больше того, сколько мы были должны, и настолько больше, насколько море беспредельно в сравнении с малой каплей. Итак, не сомневайся, человек, видя такое богатство благ, не спрашивай, как потушена искра смерти и греха, как скоро излито на нее целое море благодатных даров.

(II, 972)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1903. Т. IX.
    Беседы на Послание к Римлянам
    С. 596
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IX. С. 477

Благодать Святого Духа, как пчела, ищет чистоты

[Беседа XV]. Как рои пчел никогда не садятся в нечистый сосуд, и потому люди, опытные в этом, окуривают разными благовониями корзины, в которые они должны садиться, отроившись из ульев, так все это применимо и к Святому Духу. Наша душа есть как бы какой сосуд или корзина, в которой могут помещаться рои духовных дарований; но, если она наполнена желчью, горечью и гневом, то эти рои отлетают от нее прочь.

(II, 1179)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1905. Т. XI.
    Беседы на Послание к Ефесянам
    С. 129
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. XI. С. 105

Благодать Святого Духа может быть возгреваема

[Беседа I]. Воспоминаю тебе возгревати дар Божий (2 Тим. 1:6). Как огонь требует дров, так и благодать — нашего усердия, чтобы она воспламенялась… От беспечности и лености она угасает, от внимания и усердия воспламеняется.

(II, 1314)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1905. Т. XI.
    Толкование на Второе послание к Тимофею
    С. 759
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. XI. С. 603

Благодать Святого Духа и наши силы

Когда мы делаем все, что зависит от нас, тогда в обилии получаем и Божию помощь. Для того именно, чтобы мы не ленились и не оставались в бездействии, (Бог) хочет, чтобы и мы привносили что-нибудь от себя, а затем и Он являет Свое содействие. Не все бывает от помощи свыше, а нужно привнести что-нибудь и нам; и не требует от нас всего (Бог), зная крайнюю немощь нашу, а, последуя Своему человеколюбию и желая иметь какой-либо повод к тому, чтобы показать Свою щедрость, Он ожидает посильных трудов и с нашей стороны.

(I, 251)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА LIII. С. 568
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 466

Благодать Божия и силы человека в деле спасения

Он для того требует от тебя хотя малых трудов, чтобы и тебе вменена была победа. Как царь повелевает сыну своему стоять в строю и быть на виду — для того, чтобы ему приписать победу, а, между тем, сам управляет всем ходом сражения, так и Бог поступает в войне нашей против диавола. Он требует от тебя только того, чтобы ты решительно объявил себя врагом диавола, и если ты это сделаешь, то всю войну Он сам уже окончит. Воспламеняется ли в тебе гнев, или ненасытное желание богатства, появляется ли другая какая-либо мучительная страсть, — Он, как скоро увидит тебя ополчающимся и готовым на брань, тотчас делает все легким, и поставляет выше пламени и страстей, подобно тому, как и отроков в пещи Вавилонской, которые точно также ничего не показали более, кроме готовности терпеть. Итак, чтобы и нам здесь утушить горящую пещь беспорядочного удовольствия, а там избежать геенны, будем ежедневно того только желать, о том стараться и пещись, чтоб усердием к добру и непрестанными молитвами привлечь к себе Божие благоволение.

(I, 418)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XVI. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 5:17–26. С. 189
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 254

Состояние человека, коего коснулась благодать Святого Духа

Теплота духовного огня, проникая душу, изгоняет из нее всякую беспечность, и объятого ею делает легче пера, и заставляет презирать все видимое. Такой человек пребывает уже в непрестанном сокрушении (сердца), проливая неиссякаемые источники слез и получая от того великое удовольствие, потому что ничто столько не сближает и не соединяет с Богом, как такие слезы. Такой человек, хотя живет и в городе, проводит жизнь как в пустыне, в горах и в пещерах, не занимаясь окружающими его и никогда не насыщаясь своими слезами, плачет ли о себе, или о чужих грехах. Потому-то и Бог прежде других ублажил плачущих, сказав: блажени плачущии (Мф. 5:4). А как же Павел говорит: радуйтеся всегда о Господе (Флп. 4:4)? Он говорит об удовольствии, проистекающем от этих слез. Как мирская радость бывает смешана с печалью, так слезы по Боге произращают всегдашнюю и неувядающую радость. Так блудница, объятая этим огнем, стала достойнее дев. Согретая покаянием, она воспылала такою любовью ко Христу, что распустила волосы, и святые ноги Его обливала слезами, отирая их своими волосами, и не жалела мира. Но все это было только наружное; а что происходило у нее в сердце, и что видел Один Бог, то было гораздо пламеннее. Оттого и каждый из нас, слыша об этом, радуется с нею, восхищается ее добрым делом и прощает ей все проступки. Если же мы, будучи злы, произносим о ней такой суд, то подумай, сколько она оправдана человеколюбивым Богом, и какие собрала плоды покаяния еще до получения даров Божиих! Как после проливного дождя воздух делается чистым, так и по пролитии слез настает тишина и ясность, а мрак греховный исчезает. Как сперва очистились мы водою и духом, так после очищаемся слезами и покаянием, если только делаем это не по лицемерию и тщеславию. Плачущая притворно заслуживает даже более осуждения, нежели та, которая прикрашивается румянами и притираньями. Я требую слез, проливаемых не на показ, а из сокрушения, проливаемых тайно, в уединенной комнате, без свидетелей, в тишине и безмолвии, — слез из глубины сердца, от внутренней скорби и печали; проливаемых единственно для Бога. Если ты плачешь так, то подражаешь своему Господу. И Он, ведь, плакал о Лазаре (см.: Ин. 11:35), об Иерусалиме (см.: Лк. 19:41) и возмутился духом об Иуде (см.: Ин. 13:21). Да и часто бывало, что Его видели плачущим, а, чтобы Он смеялся, или хотя мало улыбался, этого никогда никто не видел, — почему и ни один из евангелистов не упомянул о том.

(I, 365)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА VI. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 2:1–3. С. 67–68
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 69
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Благодать Святого Духа стучится в наше сердце всегда и везде, на всех путях нашей жизни

10/1. Покайтеся, приближибося Царство Небесное (ср.: Мф. 4:17). Царство Небесное, или благодать Христа Спасителя нашего, во время земной жизни нашей повсюду тайно и явно следует за нами и готово вселиться в нас, в наше сердце, если найдет в нас самих расположение и готовность к нему. Се, стою у двери (сердца) и стучу. Если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и Он со Мною (Откр. 3:20), — говорит Господь. Благодать везде, во всякое время ищет спасения грешника, ибо дорогою ценою куплено спасение наше (см.: 1 Кор. 6:20, 7:23). Она с тобою и дома, в уединении тайно озаряет твой ум, твое сердце, по временам располагая его к покаянию или к благодарности за бесчисленные благодеяния Божии, она беседует с тобой и в пути; стучится к тебе и в общественных собраниях; и при твоих трудах умственных и физических; и везде готова открыть тебе свои святые матерние объятия, только бы ты опомнился, очувствовался, уверовал, смягчился, просветился. И многих, многих спасает и явно благодать Божия, извлекая из бездны грехов различными, одному Богу известными способами. Так близко к нам всегда Царствие Божие, и так удобно нам везде спасение, если только мы желаем жить по вере и дорожим своим спасением. Господь наш Иисус Христос… излиял на землю, или лучше — на Церковь, всю бездну Своей благодати… : приходи всякий и черпай воду спасения, сколько хочешь. Почерпите воду с веселием от источника спасения (ср.: Ис. 12:3), — вопиет пророк.

(X, 880)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 1. Проповеди
    С. 341
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Благодать Святого Духа, ниспосланная апостолам, дается в крещении каждому до смерти

— Когда Господь наш Иисус Христос изволил совершить все дело спасения, по Воскресении Своем, дунул на Апостолов, возобновив дыхание жизни, утраченное Адамом, и даровал им эту же самую Адамовскую благодать Всесвятого Духа Божия. В день Пятидесятницы торжественно ниспослал Он им Духа Святого в дыхании бурне, в виде огненных языков, на коемждо из них седших и вошедших в них, и наполнивших их силой огнеобразной Божественной благодати, росоносно дышащей и радостворно действующей в душах причащающихся Ее силе и действиям. И вот эта-то самая огнедохновенная благодать Духа Святого подается нам, всем верным Христовым в таинстве Святого Крещения… Крещенская эта благодать столь велика и столь необходима, столь живоносна для человека, что даже и от человека-еретика не отъемлется до самой его смерти; то есть до срока, обозначенного свыше по Промыслу Божию для пожизненной пробы человека на земле — на что-де он будет годен, и что-де он в этот Богом дарованный ему срок, при посредстве свыше дарованной ему силы благодати, сможет совершить.

(X, 761)
Источники:
  • Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С 60 рис., 8 миниатюрами, 2 пл. (Саров. пустыни и Дивеев. монастыря) и картой путей в Саров / Сост. Л.И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. - Москва : А.Д. Ступин, 1904.
    Беседа преподобного Серафима с Мотовиловым о цели христианской жизни
    С. 326–327

Благодать Святого Духа изымает от душевной смерти

Имеющий благодать Святого Духа за правую веру во Христа, если бы по немощи человеческой и умер душевно от какого-либо греха, то не умрет во веки, но будет воскрешен благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Вземлющего грехи мира и туне дарующего благодать — возблагодать.

(X, 803)
Источники:
  • Газета "Московские Ведомости", 1903. 19/VII, №196.
    Дополнения к беседе с Н.А. Мотовиловым Старца Серафима