Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Жалость к Бесноватым напрасна (под нею скрывается высокоумие), ибо это дело Божие для пользы их

  1. Преподобный Симеон Евхаитский советует уклоняться от одержимых злыми духами, ибо бывали случаи, что через них враг путал и духовных людей. Не смотри на мнимую жалость и на мнимую любовь, под коими тонко скрываются самомнение и высокоумие, а ты сама должна знать, какие горькие плоды проистекают от этих страстей. Послушай, Писание, глаголющее: мерзок пред Господом всяк высокосердый (ср.: Притч. 16:5). Апостол Павел повелел предать [одного грешника] сатане во измождение плоти, да дух его спасется в день Господа нашего Иисуса Христа. Вот пример истинного человеколюбия. А ты заботишься избавить человека от измождения плоти, чтобы доставить ему временное спокойствие, прикрываясь, может быть, и мнимой пользой душевной. Но дело это выше тебя. Ты не священник, или иерей, который искусной исповедью имеет духовную власть помогать таким людям; но и в таком случае не всегда последует совершенное исцеление. Это зависит только от воли Божией, и от мановения Самого Господа, Который о всех промышляет и устрояет полезное, и душеполезное, и спасительное. Люди же не только не сильны сами собою что-либо сделать, но и не всегда понимают, что душеполезно для человека. Хотя иногда и мнимся мы усердствовать, и жалость являть к ближнему, но весьма часто не понимаем ни других, ни себя; а лишь вовлекаемся в это тонким самомнением и высокоумием… Если хочешь иметь действительную жалость к таким людям, то можешь посоветовать им, чтобы искренно исповедовали свои грехи духовному отцу, и не стыдились ничего утаивать, ибо наказание бывает человеку не только за грехи, но больше за недостойное Причащение Святых Таин.
(X, 425)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II
    С. 36–37

Помощь Бесноватым навлекает злобу, а равно и месть бесов

  1. Пишешь, что ты одну бесноватую насильно подвела к мощам, в храме вашем находящимся в частицах, и бес устами этой женщины грозил тебе за это навести скорби и досады. И после этого сама удивляешься, почему все к тебе нехорошо относятся. Явно, по вражиим искушениям. Поэтому на врага и сердись, сколько тебе угодно, а не на окружающих тебя, искушаемых от врага. Вперед, если не хочешь нести скорби, не берись помогать одержимым бесами.
(X, 439)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II
    С. 53
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Бесноватые теперь: подверженные пьянству, плотской страсти, неверию, часто ищущие смерти своей или других

Я называю бесноватыми всех тех, кои подвержены пьянству, несчастной и безумной плотской любви, или вернее, плотской страсти, всех, так называемых нигилистов, кои, утратив драгоценнейшее сокровище человеческое — веру, не верят в будущую жизнь и в бессмертие души нашей, не чают воскресения мертвых и всеобщего Суда, кои не верят в бытие Самого Бога и в Его вечную правду, и в Его грозное, неподкупное правосудие, и, к их горшему несчастью, не верят и в злых духов. Эти несчастные заблуждшие люди, запутавшиеся в сетях вражиих, нередко подобно упоминаемому в Евангелии бесноватому, прибегают также нередко то к огню, то к воде, то есть к огнестрельному оружию, чтобы застрелиться, или к утоплению, или к удавлению. Я сам слышал от многих несчастных, подверженных запою или унынию, вследствие каких-либо тяжких обстоятельств, что им назойливо шепчет злой демон: удавись, удавись! или: утопись, утопись! или: застрелись, застрелись! или: убей того-то.

(X, 906)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 2. Слова.
    С. 436, 437

Бесноватые ныне: пьяные и с срамословием, раздражительные, уклоняющиеся от храма, отвергающие все святое

Бесноватые были прежде, они есть и ныне; только ныне, в новой благодати, бесы действуют скрытнее и хитрее, чем в то старое время, когда сила и власть их над людьми не была еще торжественно сокрушена, и им было гораздо более простора в мире… Кому из нас неизвестен нынешний род бесноватых, или бешеных пьяниц?… Есть другой род беснующихся. Это — люди злые, раздражительные, гневливые… Есть беснование, которое боится, или отвращается Церкви, Богослужения, псалмопения и чтения Слова Божия, вообще — святыни: ни за что их не убедишь прийти в Церковь; поведешь — вырвутся и убежат, или уклонятся под разными благовидными предлогами, — такое бывает отчуждение от Бога и храма Его святого! Сюда же принадлежит беснование нигилизма, отвергающее все святое, все истины Откровения, все, что дорого для разумного существа, особенно для христиан, что утешает, укрепляет, украшает и возвышает человека. Есть беснование срамословия, много и других видов беснования, — оно имеет бесчисленные виды, и гидра греха многоглава.

(X, 912)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 2. Слова.
    С. 600, 601, 603, 604

Бесноватые ныне: хулители Бога, Церкви и святыни, священного сана и носителей его, отвергающие бытие злых духов

Есть ли бесноватые у нас, в наше время? Есть и много: и настоящие, явные бесноватые и бесноватые неявные; из этих последних — во-первых, бесноватые все те, кои хулят имя Божие и святых Божиих, Священное Писание, Церковь Божию и сильно отвращаются от Нее и от Божиего слова; кои хулят святые иконы, святые мощи, сан священный и лиц, посвященных в этот сан, те, кои почитают ненужными святые посты, говение по уставу Святой Церкви; во-вторых, бесноватыми в некоторой степени могут быть названы и те, кои, вопреки Евангелию, опыту и здравому смыслу утверждают, что злых духов нет: это упорное неверие в злых духов есть настоящее беснование, ибо идет наперекор истине, наперекор Откровению Божию. Господь пришел на землю именно для того, чтобы разрушить дела диавола и спасти от насилия его человека. Если нет диавола, то нет христианства, тогда пришествие в мир Сына Божия было бы не нужно. Но это нелепо. И опыт каждого из нас, и здравый смысл, история жизни святых и история всех народов удостоверяют нас в бытии злых духов.

(X, 913)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 2. Слова.
    С. 606, 607

Бесноватые, ведомые к святыне, кричат, упираются, ибо бесы видят высшую их силу

Бесноватые бывают покойны до того времени, доколе их не подведут к святыне, а подведут — откуда возмется сила необыкновенная, отвращение от святыни, хула, оплевание святыни, пронзительный крик. Вот вам объяснение или разрешение — отчего бесноватые, или так называемые кликуши, кричат в церкви во время обедни или когда их подводят к святым мощам. Это потому, что бесы встречаются с Благою Силою, им ненавистной и сильнейшей их, которая палит, теснит, поражает их праведно, гонит их вон из любимого их жилища.

(X, 1033)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 3
    С. 620

Бесноватые и ныне исцеляются призыванием над ними имени Христова (опыт)

Об исцелении бесноватого. Присовокуплю к этому сказание о том, чему сам был очевидцем и при чем сам был действующим лицом. И ныне видел я многих, подобных упоминаемому в Евангелии бесноватых, также мучившихся от злых духов, и ныне видел я над ними ту же Всемогущую силу Господа нашего Иисуса Христа, Коего я призывал искренним сердцем, с верой и упованием твердым, — и бесноватые исцелялись, приходили в здравый, покойный и светлый ум; из свирепых делались кроткими, незлобивыми, как овцы, — умиленно делали на себе крестное знамение, коего прежде не хотели делать; делались совершенно новыми людьми. Христос вчера и ныне, Тот же и во веки (ср.: Евр. 13:8). Един Всеблагий, спасающий род человеческий, Един державный и сильный в бесконечные веки. Аминь.

(X, 1190)
Источники:
  • Новые слова и поучения 1905 года / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). — Кронштадт, 1906.
    С. 135