
Бесноватые

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный
Жалость к Бесноватым напрасна (под нею скрывается высокоумие), ибо это дело Божие для пользы их
- Преподобный Симеон Евхаитский советует уклоняться от одержимых злыми духами, ибо бывали случаи, что через них враг путал и духовных людей. Не смотри на мнимую жалость и на мнимую любовь, под коими тонко скрываются самомнение и высокоумие, а ты сама должна знать, какие горькие плоды проистекают от этих страстей. Послушай, Писание, глаголющее: мерзок пред Господом всяк высокосердый (ср.: Притч. 16:5). Апостол Павел повелел предать [одного грешника] сатане во измождение плоти, да дух его спасется в день Господа нашего Иисуса Христа. Вот пример истинного человеколюбия. А ты заботишься избавить человека от измождения плоти, чтобы доставить ему временное спокойствие, прикрываясь, может быть, и мнимой пользой душевной. Но дело это выше тебя. Ты не священник, или иерей, который искусной исповедью имеет духовную власть помогать таким людям; но и в таком случае не всегда последует совершенное исцеление. Это зависит только от воли Божией, и от мановения Самого Господа, Который о всех промышляет и устрояет полезное, и душеполезное, и спасительное. Люди же не только не сильны сами собою что-либо сделать, но и не всегда понимают, что душеполезно для человека. Хотя иногда и мнимся мы усердствовать, и жалость являть к ближнему, но весьма часто не понимаем ни других, ни себя; а лишь вовлекаемся в это тонким самомнением и высокоумием… Если хочешь иметь действительную жалость к таким людям, то можешь посоветовать им, чтобы искренно исповедовали свои грехи духовному отцу, и не стыдились ничего утаивать, ибо наказание бывает человеку не только за грехи, но больше за недостойное Причащение Святых Таин.
-
Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
Вып. II
С. 36–37
Помощь Бесноватым навлекает злобу, а равно и месть бесов
- Пишешь, что ты одну бесноватую насильно подвела к мощам, в храме вашем находящимся в частицах, и бес устами этой женщины грозил тебе за это навести скорби и досады. И после этого сама удивляешься, почему все к тебе нехорошо относятся. Явно, по вражиим искушениям. Поэтому на врага и сердись, сколько тебе угодно, а не на окружающих тебя, искушаемых от врага. Вперед, если не хочешь нести скорби, не берись помогать одержимым бесами.
-
Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
Вып. II
С. 53

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный
Бесноватые теперь: подверженные пьянству, плотской страсти, неверию, часто ищущие смерти своей или других
Я называю бесноватыми всех тех, кои подвержены пьянству, несчастной и безумной плотской любви, или вернее, плотской страсти, всех, так называемых нигилистов, кои, утратив драгоценнейшее сокровище человеческое — веру, не верят в будущую жизнь и в бессмертие души нашей, не чают воскресения мертвых и всеобщего Суда, кои не верят в бытие Самого Бога и в Его вечную правду, и в Его грозное, неподкупное правосудие, и, к их горшему несчастью, не верят и в злых духов. Эти несчастные заблуждшие люди, запутавшиеся в сетях вражиих, нередко подобно упоминаемому в Евангелии бесноватому, прибегают также нередко то к огню, то к воде, то есть к огнестрельному оружию, чтобы застрелиться, или к утоплению, или к удавлению. Я сам слышал от многих несчастных, подверженных запою или унынию, вследствие каких-либо тяжких обстоятельств, что им назойливо шепчет злой демон: удавись, удавись! или: утопись, утопись! или: застрелись, застрелись! или: убей того-то.
-
Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
Т. 2. Слова.
С. 436, 437
Бесноватые ныне: пьяные и с срамословием, раздражительные, уклоняющиеся от храма, отвергающие все святое
Бесноватые были прежде, они есть и ныне; только ныне, в новой благодати, бесы действуют скрытнее и хитрее, чем в то старое время, когда сила и власть их над людьми не была еще торжественно сокрушена, и им было гораздо более простора в мире… Кому из нас неизвестен нынешний род бесноватых, или бешеных пьяниц?… Есть другой род беснующихся. Это — люди злые, раздражительные, гневливые… Есть беснование, которое боится, или отвращается Церкви, Богослужения, псалмопения и чтения Слова Божия, вообще — святыни: ни за что их не убедишь прийти в Церковь; поведешь — вырвутся и убежат, или уклонятся под разными благовидными предлогами, — такое бывает отчуждение от Бога и храма Его святого! Сюда же принадлежит беснование нигилизма, отвергающее все святое, все истины Откровения, все, что дорого для разумного существа, особенно для христиан, что утешает, укрепляет, украшает и возвышает человека. Есть беснование срамословия, много и других видов беснования, — оно имеет бесчисленные виды, и гидра греха многоглава.
-
Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
Т. 2. Слова.
С. 600, 601, 603, 604
Бесноватые ныне: хулители Бога, Церкви и святыни, священного сана и носителей его, отвергающие бытие злых духов
Есть ли бесноватые у нас, в наше время? Есть и много: и настоящие, явные бесноватые и бесноватые неявные; из этих последних — во-первых, бесноватые все те, кои хулят имя Божие и святых Божиих, Священное Писание, Церковь Божию и сильно отвращаются от Нее и от Божиего слова; кои хулят святые иконы, святые мощи, сан священный и лиц, посвященных в этот сан, те, кои почитают ненужными святые посты, говение по уставу Святой Церкви; во-вторых, бесноватыми в некоторой степени могут быть названы и те, кои, вопреки Евангелию, опыту и здравому смыслу утверждают, что злых духов нет: это упорное неверие в злых духов есть настоящее беснование, ибо идет наперекор истине, наперекор Откровению Божию. Господь пришел на землю именно для того, чтобы разрушить дела диавола и спасти от насилия его человека. Если нет диавола, то нет христианства, тогда пришествие в мир Сына Божия было бы не нужно. Но это нелепо. И опыт каждого из нас, и здравый смысл, история жизни святых и история всех народов удостоверяют нас в бытии злых духов.
-
Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
Т. 2. Слова.
С. 606, 607
Бесноватые, ведомые к святыне, кричат, упираются, ибо бесы видят высшую их силу
Бесноватые бывают покойны до того времени, доколе их не подведут к святыне, а подведут — откуда возмется сила необыкновенная, отвращение от святыни, хула, оплевание святыни, пронзительный крик. Вот вам объяснение или разрешение — отчего бесноватые, или так называемые кликуши, кричат в церкви во время обедни или когда их подводят к святым мощам. Это потому, что бесы встречаются с Благою Силою, им ненавистной и сильнейшей их, которая палит, теснит, поражает их праведно, гонит их вон из любимого их жилища.
-
Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
Кн. 3
С. 620
Бесноватые и ныне исцеляются призыванием над ними имени Христова (опыт)
Об исцелении бесноватого. Присовокуплю к этому сказание о том, чему сам был очевидцем и при чем сам был действующим лицом. И ныне видел я многих, подобных упоминаемому в Евангелии бесноватых, также мучившихся от злых духов, и ныне видел я над ними ту же Всемогущую силу Господа нашего Иисуса Христа, Коего я призывал искренним сердцем, с верой и упованием твердым, — и бесноватые исцелялись, приходили в здравый, покойный и светлый ум; из свирепых делались кроткими, незлобивыми, как овцы, — умиленно делали на себе крестное знамение, коего прежде не хотели делать; делались совершенно новыми людьми. Христос вчера и ныне, Тот же и во веки (ср.: Евр. 13:8). Един Всеблагий, спасающий род человеческий, Един державный и сильный в бесконечные веки. Аминь.
-
Новые слова и поучения 1905 года / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). — Кронштадт, 1906.
С. 135