Аврелий Августин, епископ Иппонийский (Гиппонский), блаженный

Аврелий Августин, епископ Иппонийский (Гиппонский), блаженный

Называя жену свою сестрою в Египте, Авраам не лгал, но и не желал искушать Господа

В Египте Авраам назвал жену свою сестрою, не солгав однакоже нисколько. Она действительно была и этим, ибо была родная по крови; подобно тому, как и Лот, по причине такого же родства, назывался братом его (см.: Быт. 13:8), хотя был сыном его брата. Он не отрицал, а только умолчал, что она жена, вверяя охранение целомудрия супруги Богу и остерегаясь, как человек, козней человеческих: не остерегайся он, насколько мог остерегаться, опасности, — он скорее искушал бы Бога, чем надеялся на Бога.

(V, 255)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Блаженного Августина, епископа Иппонийского. Часть V.

Брак Авраама на Хеттуре — оправдание второбрачия

Авраам, по смерти Сарры, взял себе в жену Хеттуру. Само собою разумеется, в этом случае мы не должны предполагать невоздержания, особенно в таком уже возрасте и при такой святости веры… Но и те, кто не желает видеть этого, пусть не порицают Авраама. Разве невозможно, что в этом случае дано предостережение будущим еретикам, противникам вторых браков, тем, что на примере самого отца многих народов показано, что по кончине супруги вступать снова в брак не есть грех?

(V, 259)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Блаженного Августина, епископа Иппонийского. Часть V.
Кирилл, архиепископ Александрийский, святитель

Кирилл, архиепископ Александрийский, святитель

Аврааму, как пророку, дано было созерцать день Распятия Христа

Ин. 8:56. Можно думать так, что, как одному из святых пророков, Бог открыл Аврааму Свое Таинство. Авраам действительно созерцал день заклания Господа, в который устроялось наше блаженство и сообщались нам все блага, когда во образ Христа повелено было ему принести в жертву своего единороднаго и первороднаго сына Исаака.

(IX, 327)
Источники:
  • Толкование на Евангелие от Иоанна. Часть XIII.
    C. 391

У Авраама — сначала послушание, а потом Боговидение, и с нами бывает то же

Быт. 12:7. Когда Авраам пребывал в земле отечества своего и еще не переселился в землю святую, ему дано было только провещание, что он должен переселиться в другую землю, пренебрегши родной; а после того, как он пришел в землю Ханаан, дана была ему благодать Боговидения, и несомненность надежды в непреложности обетования; и позволение воздвигнуть жертвенник. Таким же образом и нам, пока мы пребываем в мире и в гнусных его удовольствиях, не будет от Бога никакой благодати; но, когда мы бываем призваны и подчиняемся божественным законам, и, как бы в высокую землю, восходим к стремлению и готовности ко всякому добру, Бог посылает нам познание своей славы, обещает непоколебимость надежды и соделывает наш ум столь крепким, что мы бываем в силах приносить духовные жертвы (см.: I Петр. 2:5), и соделаться Христовым благоуханием Богу и Отцу (см.: 2 Кор. 2:15), также представить Ему и тело в жертву живую благоугодную Богу, разумное и духовное служение (см.: Рим. 12:1), приятное Богу; ибо Он с любовью приемлет изъявления духовного служения и вменяет их в жертву духовную.

(III, 1377)
Источники:
  • Святитель Кирилл Александрийский. Москва, 1880. Часть I.

Три Ангела Авраама — образ Троицы

Ангелы, изведшие Лота, могли быть образом Бога; Трое вначале подошли к Аврааму у дуба Мамврийского, но Два только вошли в Содом: Отец бо не судит никомуже, по словам Самого Спасителя, но суд весь даде Сынови (Ин. 5:22), с Которым, без сомнения, присутствует и в Котором, по естеству, пребывает и Дух Святой.

(III, 1378)
Источники:
  • Святитель Кирилл Александрийский. Москва, 1880. Часть I.