Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Победа Апостолов в мире

[Беседа III]. Скажи мне, если бы двенадцать человек, неопытных в военном деле, безоружных и притом слабых по телу, вступив в борьбу с многочисленным отрядом вооруженных воинов, не потерпели от них никакого вреда; будучи осыпаемы бесчисленным множеством стрел, остались неприкосновенными; принимая стрелы обнаженным телом, сами поражали всех, не употребляя оружия, но отражая рукою; одних били, а других брали в плен, не получая сами никаких ран, то кто сказал бы, что это дело человеческое? Но победа апостолов гораздо более удивительна.

(II, 1029)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1904. Т. X.
    Беседы на Первое послание к Коринфянам
    С. 27
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. X. С. 28

Можно подражать Апостолам, обращая заблудших

[Беседа III]. Великое дело — миловать бедных; но не такое, как избавить кого-нибудь от заблуждения: кто делает это, тот уподобляется Петру и Павлу. Подлинно, можем и мы участвовать в их проповеди, не тем, чтобы подобно им подвергаться опасностям, терпеть голод, мучения и другие бедствия, — теперь мирное время, — но тем, чтобы проявлять ревностное к тому усердие. Можно и сидя дома совершать эту ловитву. Кто имеет друга, родственника, домашних, пусть делает с ними это, пусть говорит им это, — и он уподобится Петру и Павлу. Что я говорю: Петру и Павлу? Будет устами Христовыми: изведяй честное от недостойнаго, яко уста Моя будет (ср.: Иер. 15:19), говорит Господь.

(II, 1030)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1904. Т. X.
    Беседы на Первое послание к Коринфянам
    С. 28
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. X. С. 30

Апостолы имели в достатке все, нужное для тела

[Беседа IX]. Многие из находящихся здесь ниже иудеев. Подумай, сколько иудеи давали — десятин, начатков, еще десятин, и еще других десятин, да еще иных тридесятин и сикль, — и никто не говорил, что священники много съедают. Чем больше они получили бы, тем больше награды дающим. Иудеи не говорили: много берут, объедаются, чтó ныне, слышу, говорят некоторые. И строящие дома, и покупающие поля представляют себя ничего не имеющими; а если кто из иереев наденет одежду посветлее, или обладает в достаточном количестве потребной пищей, или же имеет прислугу, чтобы не быть вынужденным самому делать непристойное сану, то это считается богатством. Доколе будем поступать неразумно? Или не довольно для вас наказания за то, что вы ничего не делаете, — нужно еще прилагать наказание и за злоречие? Если бы ты даже сам дал ему то, чтó он имеет, то потерял бы награду, когда бы упрекнул его тем, что ты дал… Но ты говоришь так, когда другой дает? Грех еще более тяжкий, потому что, сам ничего не давши, упрекаешь тем, что другой благотворит… Слушай увещание Христово: не судите, да не судими будете (Мф. 7:1). Иерей мог бы, если бы захотел, заниматься торговым и купеческим делом, и конечно не терпел бы недостатка, но не захотел. Какая же отсюда для него польза, скажи мне?… Я вынужден теперь сказать это не с намерением избавить священников от упреков, но радея о вас. Они от вас не терпят никакого вреда, хотя заслуженно и по справедливости слышат упреки, как собиратели богатства; но говорите ли вы или не говорите, они дадут ответ Судии там, — а потому ваши слова нимало не вредят им. Если же ваши слова еще и ложны, то они, будучи оклеветаны вами напрасно, получают от того пользу, а вы вредите самим себе. В отношении же к вам не так: правду ли говорите об них или ложь, все вредите себе тем самым, что говорите об них худо. Почему? Если говорите правду, то и в этом случае вредите себе, потому что осуждаете учителей и извращаете порядок, так как и брата не должно судить, тем более учителя; если же говорите ложь, то вас постигнет невыносимое наказание и мука, так как за всякое праздное слово дадите ответ… Но он носит шелковые одежды? Несется на коне? Или строит дома, имея где прожить? Если он делает это, то и я осуждаю и не щажу его, даже признаю его недостойным священства. Как, в самом деле, он может убеждать других, чтобы не занимались этими излишествами, когда сам себя не может убедить? Если же грешит он тем, что имеет в изобилии необходимую пищу, то неужели следовало ему ходить пó-миру и просить подаяния?… И не стыдно ли было бы тебе, ученику его, скажи мне? Если бы и отец плотской это делал, ты почел бы бесчестием; а если отец духовный принужден это делать, ужели тебе не стыдно? Отчее бесчестие, сказано, поношение чадом (ср.: Сир. 3:10‒11). Что же? Или умереть ему с голоду? Но и это несвойственно человеку благочестивому, потому что неугодно Богу. Впрочем, когда мы говорим это, они тотчас предлагают свои умствования. Написано, говорят: не стяжите злата, ни сребра, ни двою ризу, ни меди при поясех ваших, ни жезла (ср.: Мф. 10:9–10); а они имеют по три и по четыре одежды, и убранные постели… Что же, скажи мне? Петр преступал эту заповедь? Как же иначе, когда он имел и пояс, и одежду, и обувь? А что он имел их, — послушай слов ангела, обращенных к нему: препояшися и вступи в плесницы твоя (Деян. 12:8); хотя и не очень нужна была такая обувь, — в ту пору можно было быть и необутым, а обувь особенно нужна в зимнее время, — однако ж он имел ее. А что Павел? Он… говорит: фелонь, егоже оставих в Троаде у Карпа, грядый принеси, и книги, паче же кожаныя (2 Тим. 4:13). Вот о фелони сказал, а нельзя сказать, чтобы он не имел и другого, который носил… Что же должно сказать? Нет, апостолы не противились, но с точностью последовали заповедям Христовым, а заповеди те были даны на время, а не навсегда. И это говорю я не по догадке, но согласно Божественному Писанию. Как? Лука повествует, чтó Христос сказал ученикам: егда послах вы без влагалища, и без меха, и без пояса, и без сапог, еда чесого лишени бысте? Они же реша: ничесоже (ср.: Лк. 22:35). Итак, теперь уже приобретайте. Но чтó следовало делать, скажи мне? Иметь один хитон? Что же? Если нужно было вымыть его, то неужели надобно было сидеть дома нагому?… Что же? Если бы холод расстроил тело, пришлось бы чахнуть, и не проповедовать? Для чего же тогда Христос заповедал так? Для того, чтобы показать Свою силу, что и после Он мог сделать так, но не сделал? Почему же не сделал? Для тебя… Скажи мне, ужели Он Сам не мог их пропитать? Если Он все нужное дал тебе, оскорбителю, то не тем ли более дал бы Павлу?… Но Он не захотел; а питает их чрез тебя, чтобы ты освятился… Но если бы Он дал им все нужное, скажут, то они были бы гораздо почтеннее, гораздо славнее… Но в таком случае был бы ущерб твоему спасению. Потому Он восхотел, чтобы они были не славными, но более уничиженными, чтобы тебе спастись. Не столько достопочтенен бывает учитель берущий, сколько не берущий; но ученик не получает пользы, а лишается плода. Видишь ли премудрость человеколюбивого Бога? Как Он Сам не искал Своей славы, и не имел в виду Своего, но, будучи в славе, восхотел быть в бесславии для тебя, — так и в отношении к учителям. Имея силу сделать их славными, благоволил, чтобы они были презираемы для тебя, чтобы ты мог получить пользу, чтобы ты мог обогатиться. У него недостаток в житейском для того, чтобы ты имел изобилие в духовном… Итак, зная это, обратимся не к осуждению, но к благотворению; будем не чужие грехи разбирать, но свои обсуживать; будем в других замечать добродетели, а в себе находить грехи, — и таким образом будем благодарить Бога.

(II, 1219)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1905. Т. XI.
    Беседы на Послания к Филиппийцам
    С. 301, 302, 303, 304, 305, 306
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. XI. С. 251

Мечи у Апостолов после Вечери

Откуда были мечи у апостолов? — Они шли прямо с Вечери, после трапезы; вероятно, поэтому, что для агнца были и ножи; когда же они услышали, что на Иисуса будет сделано нападение, то и взяли с собою эти ножи для защиты своего Учителя: но это они сделали только по своей воле.

(I, 633)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXXXIV. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 26:51–66. С. 837
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII. С. 751

Победа Апостолов над Римом

О, новые и чудные дела! Римляне взяли тогда в плен многие тысячи иудеев, но не победили двенадцати мужей, которые просто сражались с ними без всякого оружия. Какое слово будет в состоянии изобразить такое чудо?

(I, 596)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXXV. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 24:1–15. С. 756
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII. С. 690