Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Апологетический журнал, нужда в нем

  1. Не мешало бы составить и журнал в обличение современных заблуждений, хоть не самостоятельный, а примкнутый к другому полезному журналу; и из этого журнала особенно важные статьи отпечатывать после и отдельными книжками.
(X, 616)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III
    С. 210
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Появление христианства в мире есть дело Божие; пророчество Христа о разрушении храма в Иерусалиме

Чем мы будем убеждать язычника, как не тем, что одинаково и беспрекословно признается и мною, и им, и в чем он не может сомневаться? Если я наперед скажу, что Христос сотворил небо и прочее, о чем я говорил, то они не скоро согласятся поверить. Что же это такое, чтό и язычник признает делом Христа и чему он никогда не станет противоречить? То, что Христос насадил христианство… Отсюда мы и заимствуем доказательство силы Его и покажем, что Он есть Бог, и скажем, что для простого человека невозможно в краткое время обойти столь обширную вселенную, и землю, и море, и привлечь к христианству столько людей, и притом преданных таким порокам. Однако Христос успел освободить род человеческий от всего этого, не только римлян, но и персов и вообще племена варварские. Он совершил это, не употребляя оружия, не истрачивая денег, не возбуждая войн, но в начале чрез одиннадцать человек, незнатных, уничиженных, неученых, простых, бедных… Христианство не есть явление неожиданное и внезапное: оно задолго предсказано пророками, которые особенно останавливались на Личности Его основателя — Христа. Сам Христос делал пророчества, и они, доказывая силу Его, в точности исполнялись, теперь исполняются и в будущем непреложны. Особенно замечательны два из них.

[I]. Созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют Ей (ср.: Мф. 16:18). Трудно было исполнение этого пророчества, но оно в силе на все времена. Если бы приходилось насаждать христианство без препятствий и врагов внешних, и тогда оно имело сильных противников: навык или традицию и сладострастие. Но оно встретило могучее сопротивление со стороны царей и правительства. Христиане — ученики и учителя — страдали, и при страданиях радовались, как говорит Апостол: радуюся и сорадуюся всем вам, яко уже жрен бываю (ср.: Флп. 2:17). Их страдания не отталкивали, а привлекали других к следованию за ними и подражанию им во всем…

[II]. Храм Иерусалимский будет разрушен, не останется в нем камня на камне (ср.: Мф. 24:2). Трудно было, по-видимому, исполнение и этого пророчества. Ведь, храм — средоточие всей жизни еврейского народа, который без храма не мог жить. После семидесятилетнего плена, храм, и при скудных средствах самих евреев, и при внешних препятствиях, был, однако, скоро построен. А после разрушения храма, предсказанного Христом, евреи никак не могут воссоздать своего храма, несмотря на то, что они многочисленны, богаты, предприимчивы и сильны. Правда, при Юлиане, они делали эту попытку, имея за себя расположение к ним царя-отступника, но чудесный огнь разогнал их.

(II, 202)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1895. Т. I.
    Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог
    С. 606, своими словами 606‒633
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. I. С. 814